Древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

Раньше других растений земледельцы стали выращивать:
1.    рожь
2.    гречиху
3.    ячмень и пшеницу
4.    кукурузу
Что из перечисленного появилось в Западной Азии около 9 тыс. лет назад?
1.    собирательство
2.    обработка металлов
3.    земледелие
4.    скотоводство
Почему многие роды называли себя в честь какого-либо зверя или птицы, например «род Медведя», «род Волка», «род Ястреба»?
1.    первобытные люди жили в местности, где было много именно таких зверей и птиц
2.    из поколения в поколение передавалось предание, согласно которому члены рода должны были охотиться только на этих животных и птиц
3.    сородичи считали, что это животное (птица) было их далёким предком
4.    род каждый год менял своё название, выбирая то, которое должно было показать другим общинам его силу и могущество
Какие из перечисленных предметов использовали в своей работе ремесленники?
1.    плуг
2.    серп
3.    печь для обжига изделий
4.    мотыга
5.    гончарный круг
6.    гарпун
7.    ткацкий станок
8.    печь для выплавки металлов
Установите соответствие: что из чего произошло? Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.
•    A)охота
•    Б)изготовление орудий труда, одежды, домашней утвари для собственных нужд
•    B)собирательство    1.    ремесло
2.    земледелие
3.    скотоводство
Какие из перечисленных признаков характеризуют родовую общину, а какие — соседскую? Запишите в таблицу номера выбранных ответов.
1.    сородичи выбирали старейшин — уважаемых и мудрых стариков
2.    глава общины выбирался членами общины за мудрость и жизненный опыт
3.    старейшины и вожди племени являлись знатью
4.    знатность передавалась по наследству
5.    все члены общины — сородичи
6.    члены общины — соседи
7.    обращение пленников в рабство
8.    имущественное и общественное равенство
9.    имущественное и общественное неравенство
Расположите эти события в том порядке, в котором они произошли. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.
1.    выделение знати
2.    появление земледелия, скотоводства и ремёсел, переход к оседлой жизни
3.    переход к соседской общине
4.    изобретение плуга, использование животных для пахоты, освоение металлов
5.    появление излишков продуктов — отпала необходимость в коллективном труде

Вариант №1 

По мнению учёных, земледелие и обработка металлов появились:

  1. в Восточной Азии 
  2. в Западной Азии
  3. в Южной Африке
  4. в Северной Европе

ОТВЕТ:  2) в Западной Азии 

Первое животное, которое приручил человек, — это

  1. овца
  2. коза
  3. собака
  4. корова

ОТВЕТ:  3) собака

Какой из перечисленных металлов человек освоил первым?

  1. золото
  2. серебро
  3. железо
  4. медь

ОТВЕТ: 4) медь

Какие из перечисленных орудий труда появились более 10 тыс. лет назад, а какие около 9 тыс. лет назад? Запишите в таблицу номера выбранных ответов.

  1. деревянный плуг
  2. каменный топор
  3. медный топор
  4. мотыга

ОТВЕТ: 

Более 10 тыс. лет назад Около 9 тыс. лет назад
1, 2, 4 3

Установите соответствие между понятиями и их определениями. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

  • А) боги 
  • Б) молитва
  • В) идол
  • Г) жертва
  • Д) дух
  1. приношение духам
  2. просьба к духам, богам
  3. сверхъестественное существо, будто бы обитающее в растениях, животных, камнях или олицетворяющее явления природы (гром, молнию, ветер, дождь и др.)
  4. изображение бога (или духа)
  5. самые сильные и могущественные духи

ОТВЕТ:

Какие из перечисленных признаков характеризуют родовую общину, а какие — соседскую? Запишите в таблицу номера выбранных ответов.

  1. совместный труд всей общины на полях
  2. совместная охота
  3. представление о происхождении от общего предка
  4. общая земля
  5. члены общины — соседи
  6. члены общины — сородичи
  7. у каждой семьи — свой участок земли и скот
  8. у каждого члена общины — свои орудия труда
  9. равенство членов общины
  10. урожай принадлежал семье, им распоряжался глава семьи
  11. общее хозяйство и урожай
  12. неравенство членов общины

ОТВЕТ:

Признаки родовой общины Признаки соседской общины
1, 2, 3, 4, 6, 9, 11 5, 7, 8, 10, 12

Какие из перечисленных признаков свидетельствовали о том, что первобытные люди перешли от присвоения продуктов при¬роды (присваивающее хозяйство) к их самостоятельному производству (производящее хозяйство)? Запишите в таблицу номера выбранных ответов.

  1. расчистка почвы под пашню
  2. приручение и одомашнивание диких животных
  3. выращивание новых сортов растений
  4. сбор дикорастущих плодов, ягод, злаковых (ячменя, пшеницы)
  5. охота с луком и стрелами на диких животных
  6. использование огня
  7. выведение новых пород скота
  8. ловля рыбы
  9. изобретение ткани, глиняной посуды, освоение металлов
  10. использование звериных шкур в качестве одежды

ОТВЕТ:

Признаки присваивающего хозяйства: Признаки производящего хозяйства:
4, 5, 6, 8, 10 1, 2, 3, 7, 9

Вариант №2

Раньше других растений земледельцы стали выращивать:

  1. рожь 
  2. гречиху
  3. ячмень и пшеницу
  4. кукурузу

ОТВЕТ:  3) ячмень и пшеницу

Что из перечисленного появилось в Западной Азии около 9 тыс. лет назад?

  1. собирательство
  2. обработка металлов
  3. земледелие
  4. скотоводство

ОТВЕТ: 2) обработка металлов

Почему многие роды называли себя в честь какого-либо зверя или птицы, например «род Медведя», «род Волка», «род Ястреба»?

  1. первобытные люди жили в местности, где было много именно таких зверей и птиц
  2. из поколения в поколение передавалось предание, согласно которому члены рода должны были охотиться только на этих животных и птиц 
  3. сородичи считали, что это животное (птица) было их далёким предком
  4. род каждый год менял своё название, выбирая то, которое должно было показать другим общинам его силу и могущество

ОТВЕТ: 3) 

Какие из перечисленных предметов использовали в своей работе ремесленники? 

  1. плуг
  2. серп
  3. печь для обжига изделий
  4. мотыга
  5. гончарный круг
  6. гарпун
  7. ткацкий станок
  8. печь для выплавки металлов

ОТВЕТ: 3, 5, 7, 8

Установите соответствие: что из чего произошло? Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

  • A)охота
  • Б)изготовление орудий труда, одежды, домашней утвари для собственных нужд
  • B)собирательство
  1. ремесло
  2. земледелие
  3. скотоводство

ОТВЕТ:

Какие из перечисленных признаков характеризуют родовую общину, а какие — соседскую? Запишите в таблицу номера выбранных ответов.

  1. сородичи выбирали старейшин — уважаемых и мудрых стариков
  2. глава общины выбирался членами общины за мудрость и жизненный опыт
  3. старейшины и вожди племени являлись знатью
  4. знатность передавалась по наследству
  5. все члены общины — сородичи
  6. члены общины — соседи
  7. обращение пленников в рабство
  8. имущественное и общественное равенство
  9. имущественное и общественное неравенство

ОТВЕТ:

Признаки родовой общины: Признаки соседской общины:
1, 2, 5, 8 3, 4, 6, 7, 9

Расположите эти события в том порядке, в котором они произошли. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

  1. выделение знати
  2. появление земледелия, скотоводства и ремёсел, переход к оседлой жизни
  3. переход к соседской общине
  4. изобретение плуга, использование животных для пахоты, освоение металлов
  5. появление излишков продуктов — отпала необходимость в коллективном труде

ОТВЕТ:

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Между прочим…

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.

древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

Фото с сайта www.topauthor.ru

В Древней Руси крестьянин земледелец был очень трудолюбив, работал не покладая рук.  Одевались в ту одежду, которую шили сами. Одежда была свободная и удобная как для работы, так и для отдыха. Питались тем, что давала земля. Мололи зерно и пекли первый хлеб.  Зерном и тканью отдавали дань, платили налоги.

Крестьяне делились на феодально-зависимых и свободных. Не надо путать феодально-зависимых крестьян с рабами. Рабы были в полном подчинении у хозяев, а крестьяне платили налоги феодалам, но при этом имели свой дом, свой доход, участок земли  и скот. Изначально  свободные земледельцы общинники в Древней Руси назывались смердами, но со временем и они впали в частичную феодальную зависимость. При всем при этом сохраняли юридическую свободу. Если смерд брал у князя купу (ссуду), то переходил в разряд закупов, более низшего сословия крестьян. Закупы должны были бесплатно работать на феодала, пока не отработают свой долг полностью. Еще более низкое сословие крестьян называли холопами. Холопы, это то же самое, что и рабы, полностью зависимые от княжества, и не имеющие никаких прав. В 1723 году холопство было отменено Петром Первым.

Знаете ли вы, какой вид земледелия преобладал у восточных славян?  Самые преобладающие системы земледелия у восточных славян назывались подсечно-огневая система и перелог. Какую систему использовали земледельцы, зависело от природных и климатических условий. Подсечно-огневая система преобладала на севере в Тайге. Заключалась она в том, что в один год срубали деревья и давали им высохнуть. На второй год сухие деревья сжигались, и на этом месте сеяли зерновые культуры. Зола служила удобрением. Кстати, золу в качестве удобрения используют и современные земельные работники. Несколько лет земля давала хороший урожай, но позже ей надо было давать отдохнуть.

Перелог являлся южной системой земледелия.  Избавлять участок от сорняков крестьяне могли в течение нескольких лет. Когда земля истощалась, переходили на другую территорию, а этот участок оставляли «отдыхать» на 10 лет. Такой вид земледелия еще называется пашенное земледелие и использовался он на территории степных лесов.

От того на какой территории происходил посев, зависело то, что выращивали древние земледельцы.  На юге выращивали гречиху, пшено, полбу, пшеницу.  На севере поле засеивалось овсом, ячменем, просом, озимой рожью и яровой пшеницей. С развитием земледелия в Древней Руси начали сажать не только злаки, но и овощи. Больше всего выращивали брюкву, свеклу, морковь, картофель, тыкву, затем появились бобовые культуры. Как уже упоминалось выше, не все что выращивали, употреблялось в пищу. Лен и коноплю использовали для производства ткани. Все эти культуры основное земледелие восточных славян.

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда земледельца.

  1. древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

    Фото с сайта kpfu.ru

    Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.

  2. Коса. Коса – это сельскохозяйственный инструмент для скашивания травы. Имеет длинный и острый нож, немного загнутый внутрь состоящий из стали. Рукоять у косы длинная, выполненная из дерева.
  3. Мотыга. Сейчас это орудие называется тяпкой. Имеет длинную деревянную ручку и налопатник, расположенный перпендикулярно к рукояти. Налопатник был квадратной формы и выполнен из прочного металла. Ее использовали для обрубания сорняков прямо под корень, говоря по – другому для прополки. Для работы в твердой почве использовалась киркомотыга.
  4. Плуг. Плуг был незаменим для вспашки земли. Плуг служил для того, чтобы перевернуть верхний слой почвы. Чаще всего его делали из металла. Первоначально плуг тащили на себе сами земледельцы, позже для этого стали использовать лошадей.
  5. Соха. Орудие для пахоты. Соха состояла из толстой длинной деревянной доски с двумя металлическими зубьями по краям. Рабочая деревянная часть сохи называлась рассохой, а железные зубья сошниками. Соха крепилась к оглоблям, в которые впрягали лошадь. Это орудие несколько похоже на плуг, но соха не переворачивает землю, а сдвигает ее в сторону.
  6. Заступ. Устройство похожее на современную лопату на Руси называлось заступом, сейчас такое слово устарело, но лопата продолжает существовать и использоваться в сельском хозяйстве, по сей день. Ранее заступ был полностью деревянным, имея только металлический наконечник. Позже к деревянной длинной ручке, которая зовется черенком, стали крепить полностью железную, заостренную копательную часть. Это название образовалось от слова заступать, наступать ногой.
  7. Грабли. Грабли использовались и используются даже сегодня, для разбивания комьев уже вспаханной земли. С помощью этого орудия собирались из обработанной почвы сорняки и другие ненужные предметы, а также сгребалась в одну часть скошенная трава. Состояли древнерусские грабли из деревянного бруска, который назывался хребет. В хребте проделывались отверстия, в которые вставлялись железные зубья. К этой основе крепилась длинная деревянная рукоять. В Древней Руси грабли были ручными или конными, в современном мире имеются грабли для трактора. Кстати, столь популярное выражение «наступить на грабли» означает совершить глупую ошибку, так как если наступить на хребет граблей можно получить рукоятью в лоб.
  8. Вилы. Это земледельческое приспособление, применяющееся в сборе и погрузке сена. Так же данный инструмент использовался для проколов почвы, с помощью чего усиливалось ее снабжения кислородом. Вилы состоят из металлической колющей части, с несколькими зубьями (от трех до семи штук) и длинной деревянной рукоятки. Кстати, в христианской мифологии вилы считались инструментом Дьявола и чертей, использовались для пыток грешников в аду. Вышло это поверие из, дошедших до первых христиан изображений античных богов, Нептуна или Посейдона, которые воспринимались, как Дьявол, а трезубец как вилы. У древних славян язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
  9. Цеп. Цеп – это связанные между собой две палки, которые имели подвижность, первая длинная палка являлась рукоятью, а вторая короткая – молотилом. Такое приспособление использовали для обмола зерна или отделения зерен от плевел. Это орудие применялось не только в Древней Руси. Кстати, на основе цепа появилось военное оружие ближнего боя – булава или боевой цеп, и знаменитое японское холодное оружие – нунчаки.
  10. Борона. Борона применялась при подсечно-огневой системе земледелия, помогала избежать высыхания земли и собирать сорняки. Создавалась из дерева.

Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.

Славянские земледельческие обряды.

  1. древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

    Фото с сайта www.vostokolyub.ru

    Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.

  2. Масленичные обряды. Проводились такие обряды в конце зимы на Масленицу с 21 марта, это день весеннего равноденствия. Славяне первый блин выносили во двор и клали на землю. Это был дар богам Весне и Яриле. Благодаря этому, солнце быстрее и сильнее прогревало поля.
  3. Очистительные обряды. Считалось, что за зиму собиралось много нечести, и от нее надо было избавляться. Сначала люди мыли жилища и себя, собирали весь мусор и жгли его во дворах, дым от костров должен был отгонять злых духов. Затем поля посыпались золой от этих костров. Неудивительно, что они получали хороший урожай от этого обряда, ведь зола отличное удобрение. По краям поля располагали ветки вербы, так как для древних крестьян это было священное растение, потому что верба давала первые почки раньше других растений.
  4. Красная горка. Весной все расцветало, прилетали птицы, светило солнце. Первая травка появлялась на полях и холмах, и это создавало определенный контраст. Отсюда и название «Красная горка», красная значит красивая. Посевы обкатывали яйцом, читали заговоры и посыпали костной мукой. Мука должна была предохранить будущий урожай от града. Яйцо зарывали на поле, как символ плодородия.
  5. Жертвоприношения. Язычники считали землю живой, она была их божеством, и они думали, что при пахоте причиняют ей боль. Поэтому землю нужно было задобрить. Для этого в борозды вставляли хлеб, а после окончания посевной, обходили поля с кушаньями и брагой и устраивали пир. Ранняя весна ассоциировалась с возвращением птиц, поэтому славяне ловили птицу, как символ весны, и съедали ее. Считалось, что, таким образом, лучше всего можно было воспользоваться силами весны.
  6. Колосяница. Девушки брали еду и шли к березе, устраивали вокруг нее пир, пели песни, водили хороводы. Считали, что береза обладает силой плодородия, и хотели применить ее силу на полях.
  7. Обряды, посвященные божествам Купале и Яриле. Когда приходило время жатвы разжигались костры и поля обходили, читая заговоры. Это делалось в честь Купалы, который считался богом изобилия и урожая. Костры были призваны отогнать от уже созревших плодов злых духов. Бог Ярило, считался богом солнца, а солнце имело огромное значение для древних славян и благодаря ему всходили посевы.
  8. Жатвенные праздники зажинки (начало жатвы) и дожинки(конец жатвы). В это время изгоняли злых духов. Торжественно пекли хлеб из первого и последнего снопа урожая. Зерна хранили дома и смешивали с землей во время следующего посева.

В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.

Еще больше славянских обрядов здесь

Земледелие, являясь самым древнейшим видом деятельности человека, развивалось довольно неравномерно в разных странах.

Что такое земледелие?

Земледелие, возникшее еще в эпоху строя первобытного, является следствием длительного периода развития человечества.

Началось оно, когда люди уже умели охотиться и занимались сбором диких плодов. Труд человека стал затрачиваться на производство растений, на выделение и размножение самых полезных видов, на определенное воздействие на них для приспособления к своим потребностям.древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

История земледелия: возникновение, орудия

Зарождение земледелия произошло давным-давно, когда люди заметили, что различные зёрна плодов или колосьев, упав на почву (причем рыхлую), прорастают и вновь дают плоды. Тут-то им и пришла мысль, что таким образом можно выращивать пищу. С тех пор они стали семена съедобных растений сажать и выращивать.

Для посева выбирались самые ровные участки земли, причем расположенные ближе к воде. Люди научились рыхлить расчищенную от сорняков землю своеобразными мотыгами, после чего в эту землю они бросали зерна. Это был мотыжный вид земледелия. После созревания урожая они собирали его с помощью серпа, состоящего из дугообразной деревянной или костяной основы (ручки), в которую вставлялись острые осколки камней.

древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

Появление земледелия способствовало созданию более новых и удобных орудий труда. Через определенное время люди соорудили и плуг. Вначале это была просто жердь с острым сучком на ее конце. Она просто привязывалась к упряжке быков. Этим инструментом можно было обрабатывать больше земли, а еще людьми было замечено, что урожай с такого вспаханного поля был выше, чем с земли, обработанной мотыгой. Плугом земля вспахивалась глубже, и семена, посаженные глубже, давали более хорошие всходы.

Первые выращенные растения

Первыми растениями, выращенными людьми, были ячмень, пшеница и просо. А их родина – Передняя Азия (полуостров Малая Азия и области, прилегающие к нему). Именно в этих местах и были найдены самые древние поселения земледельцев. Основание их произошло 10 000 лет назад. Затем из этих мест земледелие стало постепенно распространяться по всему миру.

древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

Можно сделать вывод о том, что такое земледелие в те времена, когда люди уже вели более оседлый образ своей жизни, способствовало появлению новых изобретений, более удобных и усовершенствованных орудий труда. Благодаря этому процессу стало развиваться и ремесло – ручное мелкое производство орудий труда и различных приспособлений.

Развитие земледелия по территориям

Большое количество археологических и палеоботанических научных исследований указывают на связь происхождения земледелия в древности с зонами горных плато и долин в субтропическом поясе. Известный ученый Н. И. Вавилов определил несколько очень древних очагов возникновения земледелия (VII-III тыс. до н. э.):

  1. Переднеазиатский (пшеница, ячмень и проч.).
  2. Горная и восточная долины Китая (пшеница, рис, просо и проч.).
  3. Мексика (перец, бобы и проч.).
  4. Центральная часть Перу (перец, тыква, хлопчатник, бобы и проч.).

Что такое земледелие в далекой Америке? Там оно возникло совершенно независимо от других территорий континента и, вероятно, даже является более древним.

Наиболее старые в плане развития земледельческой культуры в мире районы после Мексики: Перу, Индия, Боливия, Китай, Египет и Сирия.

древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

В Западной Европе возникновение земледелия датируется V-IV тысячелетиями до нашей эры.

На территории российской и территориях, близлежащих к ней, земледелие возникло в каменном веке. Причем древнейшие очаги – районы всего Закавказья и Средней Азии.

Заключение

Разобравшись с вопросом, что такое земледелие, можно сделать вывод: освоив этот вид деятельности и скотоводство, человечество постепенно перешло от присваивающего (как было в древности) хозяйствования к производящему – быстрее пошёл процесс усовершенствования орудий для труда. А это способствовало появлению ремесла.

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Между прочим…

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.

древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

Фото с сайта www.topauthor.ru

В Древней Руси крестьянин земледелец был очень трудолюбив, работал не покладая рук.  Одевались в ту одежду, которую шили сами. Одежда была свободная и удобная как для работы, так и для отдыха. Питались тем, что давала земля. Мололи зерно и пекли первый хлеб.  Зерном и тканью отдавали дань, платили налоги.

Крестьяне делились на феодально-зависимых и свободных. Не надо путать феодально-зависимых крестьян с рабами. Рабы были в полном подчинении у хозяев, а крестьяне платили налоги феодалам, но при этом имели свой дом, свой доход, участок земли  и скот. Изначально  свободные земледельцы общинники в Древней Руси назывались смердами, но со временем и они впали в частичную феодальную зависимость. При всем при этом сохраняли юридическую свободу. Если смерд брал у князя купу (ссуду), то переходил в разряд закупов, более низшего сословия крестьян. Закупы должны были бесплатно работать на феодала, пока не отработают свой долг полностью. Еще более низкое сословие крестьян называли холопами. Холопы, это то же самое, что и рабы, полностью зависимые от княжества, и не имеющие никаких прав. В 1723 году холопство было отменено Петром Первым.

Знаете ли вы, какой вид земледелия преобладал у восточных славян?  Самые преобладающие системы земледелия у восточных славян назывались подсечно-огневая система и перелог. Какую систему использовали земледельцы, зависело от природных и климатических условий. Подсечно-огневая система преобладала на севере в Тайге. Заключалась она в том, что в один год срубали деревья и давали им высохнуть. На второй год сухие деревья сжигались, и на этом месте сеяли зерновые культуры. Зола служила удобрением. Кстати, золу в качестве удобрения используют и современные земельные работники. Несколько лет земля давала хороший урожай, но позже ей надо было давать отдохнуть.

Перелог являлся южной системой земледелия.  Избавлять участок от сорняков крестьяне могли в течение нескольких лет. Когда земля истощалась, переходили на другую территорию, а этот участок оставляли «отдыхать» на 10 лет. Такой вид земледелия еще называется пашенное земледелие и использовался он на территории степных лесов.

От того на какой территории происходил посев, зависело то, что выращивали древние земледельцы.  На юге выращивали гречиху, пшено, полбу, пшеницу.  На севере поле засеивалось овсом, ячменем, просом, озимой рожью и яровой пшеницей. С развитием земледелия в Древней Руси начали сажать не только злаки, но и овощи. Больше всего выращивали брюкву, свеклу, морковь, картофель, тыкву, затем появились бобовые культуры. Как уже упоминалось выше, не все что выращивали, употреблялось в пищу. Лен и коноплю использовали для производства ткани. Все эти культуры основное земледелие восточных славян.

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда земледельца.

  1. древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

    Фото с сайта kpfu.ru

    Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.

  2. Коса. Коса — это сельскохозяйственный инструмент для скашивания травы. Имеет длинный и острый нож, немного загнутый внутрь состоящий из стали. Рукоять у косы длинная, выполненная из дерева.
  3. Мотыга. Сейчас это орудие называется тяпкой. Имеет длинную деревянную ручку и налопатник, расположенный перпендикулярно к рукояти. Налопатник был квадратной формы и выполнен из прочного металла. Ее использовали для обрубания сорняков прямо под корень, говоря по — другому для прополки. Для работы в твердой почве использовалась киркомотыга.
  4. Плуг. Плуг был незаменим для вспашки земли. Плуг служил для того, чтобы перевернуть верхний слой почвы. Чаще всего его делали из металла. Первоначально плуг тащили на себе сами земледельцы, позже для этого стали использовать лошадей.
  5. Соха. Орудие для пахоты. Соха состояла из толстой длинной деревянной доски с двумя металлическими зубьями по краям. Рабочая деревянная часть сохи называлась рассохой, а железные зубья сошниками. Соха крепилась к оглоблям, в которые впрягали лошадь. Это орудие несколько похоже на плуг, но соха не переворачивает землю, а сдвигает ее в сторону.
  6. Заступ. Устройство похожее на современную лопату на Руси называлось заступом, сейчас такое слово устарело, но лопата продолжает существовать и использоваться в сельском хозяйстве, по сей день. Ранее заступ был полностью деревянным, имея только металлический наконечник. Позже к деревянной длинной ручке, которая зовется черенком, стали крепить полностью железную, заостренную копательную часть. Это название образовалось от слова заступать, наступать ногой.
  7. Грабли. Грабли использовались и используются даже сегодня, для разбивания комьев уже вспаханной земли. С помощью этого орудия собирались из обработанной почвы сорняки и другие ненужные предметы, а также сгребалась в одну часть скошенная трава. Состояли древнерусские грабли из деревянного бруска, который назывался хребет. В хребте проделывались отверстия, в которые вставлялись железные зубья. К этой основе крепилась длинная деревянная рукоять. В Древней Руси грабли были ручными или конными, в современном мире имеются грабли для трактора. Кстати, столь популярное выражение «наступить на грабли» означает совершить глупую ошибку, так как если наступить на хребет граблей можно получить рукоятью в лоб.
  8. Вилы. Это земледельческое приспособление, применяющееся в сборе и погрузке сена. Так же данный инструмент использовался для проколов почвы, с помощью чего усиливалось ее снабжения кислородом. Вилы состоят из металлической колющей части, с несколькими зубьями (от трех до семи штук) и длинной деревянной рукоятки. Кстати, в христианской мифологии вилы считались инструментом Дьявола и чертей, использовались для пыток грешников в аду. Вышло это поверие из, дошедших до первых христиан изображений античных богов, Нептуна или Посейдона, которые воспринимались, как Дьявол, а трезубец как вилы. У древних славян язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
  9. Цеп. Цеп – это связанные между собой две палки, которые имели подвижность, первая длинная палка являлась рукоятью, а вторая короткая — молотилом. Такое приспособление использовали для обмола зерна или отделения зерен от плевел. Это орудие применялось не только в Древней Руси. Кстати, на основе цепа появилось военное оружие ближнего боя – булава или боевой цеп, и знаменитое японское холодное оружие – нунчаки.
  10. Борона. Борона применялась при подсечно-огневой системе земледелия, помогала избежать высыхания земли и собирать сорняки. Создавалась из дерева.

Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.

Славянские земледельческие обряды.

  1. древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

    Фото с сайта www.vostokolyub.ru

    Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.

  2. Масленичные обряды. Проводились такие обряды в конце зимы на Масленицу с 21 марта, это день весеннего равноденствия. Славяне первый блин выносили во двор и клали на землю. Это был дар богам Весне и Яриле. Благодаря этому, солнце быстрее и сильнее прогревало поля.
  3. Очистительные обряды. Считалось, что за зиму собиралось много нечести, и от нее надо было избавляться. Сначала люди мыли жилища и себя, собирали весь мусор и жгли его во дворах, дым от костров должен был отгонять злых духов. Затем поля посыпались золой от этих костров. Неудивительно, что они получали хороший урожай от этого обряда, ведь зола отличное удобрение. По краям поля располагали ветки вербы, так как для древних крестьян это было священное растение, потому что верба давала первые почки раньше других растений.
  4. Красная горка. Весной все расцветало, прилетали птицы, светило солнце. Первая травка появлялась на полях и холмах, и это создавало определенный контраст. Отсюда и название «Красная горка», красная значит красивая. Посевы обкатывали яйцом, читали заговоры и посыпали костной мукой. Мука должна была предохранить будущий урожай от града. Яйцо зарывали на поле, как символ плодородия.
  5. Жертвоприношения. Язычники считали землю живой, она была их божеством, и они думали, что при пахоте причиняют ей боль. Поэтому землю нужно было задобрить. Для этого в борозды вставляли хлеб, а после окончания посевной, обходили поля с кушаньями и брагой и устраивали пир. Ранняя весна ассоциировалась с возвращением птиц, поэтому славяне ловили птицу, как символ весны, и съедали ее. Считалось, что, таким образом, лучше всего можно было воспользоваться силами весны.
  6. Колосяница. Девушки брали еду и шли к березе, устраивали вокруг нее пир, пели песни, водили хороводы. Считали, что береза обладает силой плодородия, и хотели применить ее силу на полях.
  7. Обряды, посвященные божествам Купале и Яриле. Когда приходило время жатвы разжигались костры и поля обходили, читая заговоры. Это делалось в честь Купалы, который считался богом изобилия и урожая. Костры были призваны отогнать от уже созревших плодов злых духов. Бог Ярило, считался богом солнца, а солнце имело огромное значение для древних славян и благодаря ему всходили посевы.
  8. Жатвенные праздники зажинки (начало жатвы) и дожинки(конец жатвы). В это время изгоняли злых духов. Торжественно пекли хлеб из первого и последнего снопа урожая. Зерна хранили дома и смешивали с землей во время следующего посева.

В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.

Еще больше славянских обрядов здесь

Ячмень обыкновенный
древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

Hordeum vulgare L. (1753)

Ячме́нь обыкнове́нный (лат. Hordéum vulgáre) — травянистое растение, вид рода Ячмень (Hordeum) семейства Злаки (Poaceae). Важная сельскохозяйственная культура, одно из древнейших культурных растений в истории человечества (растение начали возделывать около 10 тысяч лет назад).

Зерно ячменя широко используют для продовольственных, технических и кормовых целей, в том числе в пивоваренной промышленности, при производстве перловой и ячневой круп. Ячмень относится к ценнейшим концентрированным кормам для животных, так как содержит полноценный белок, богат крахмалом. В России на кормовые цели используют до 70 % ячменя.

Ботаническое описание

древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

Это однолетнее растение высотой 30—60 см, у культурных сортов — до 90 см. Стебли прямые, голые.

Листья до 30 см длиной и 2—3 см шириной, плоские, гладкие, с ушками при основании пластинки.

Образует колос с остью длиной около 10 см; каждый колосок — одноцветковый. Колосья четырёх- или шестигранные, до 1,5 см шириной, с гибкой осью, не распадающейся на членики. Колоски собраны группами по три; все колоски плодущие, сидячие. Колосковые чешуи линейно-шиловидные, оттянутые в тонкую ость, обычно превышающую их по длине. Нижняя цветковая чешуя яйцевидно-ланцетная. Ячмень обыкновенный — самоопыляющееся растение, но не исключено перекрёстное опыление. Цветёт в июне — июле.

Плод — зерновка. Плодоношение в июле — августе.

Распространение и экология

Дикий ячмень обыкновенный произрастает от Северной Африки до Тибета.

Культурный ячмень зачастую дичает близ мест посевов, нередко встречается как случайно выросшее растение у дорог, на насыпях.

История

Ячмень принадлежит к древнейшим культурным растениям. Как и пшеница, он был окультурен в эпоху неолитической революции на Ближнем Востоке более 10 тысяч лет назад. Дикий ячмень распространён на широком пространстве от острова Крит и Северной Африки на западе до Тибетских гор на востоке.

В Палестине ячмень употребляли в пищу не позднее чем 17 тысяч лет назад. Древние евреи сеяли его в конце осени, жатва ячменя начиналась ранее жатвы пшеницы, во второй день опресночный, то есть в 16-й день месяца нисана. Соседние с евреями народы также занимались обработкой ячменя в значительном количестве. Царь сынов Аммоновых в продолжение трёх лет платил дань Иоафаму, царю Иудейскому, и ежегодно присылал в Иудею по десяти тысяч коров ячменя, то есть более восьми тысяч с половиною четвертей. Мука из ячменя составляла одну из жертвенных принадлежностей. Ячменный хлеб был жёстким и тяжёлым и считался менее питательным, чем пшеничный, но более здоровым, и составлял обыкновенную пищу для простого народа. При царе Соломоне множество ячменя отправляли за границу. Работавшим на постройке храма в Ливане дровосекам царь Соломон посылал в пищу: «…пшеницы двадцать тысяч коров, и ячменю двадцать тысяч коров…». Ячмень употреблялся и на корм лошадям и мулам. Во время нужды ячмень продавался по очень высокой цене.

Древнейшие образцы культурного ячменя найдены в Сирии и относятся к одной из древнейших неолитических культур докерамического периода. Он обнаружен также в древнеегипетских гробницах и в остатках озёрных свайных построек (то есть, в каменном и бронзовом периодах). В Европу ячмень распространился из Малой Азии в IV—III тысячелетиях до н. э. По многим историческим памятникам можно судить о широком распространении ячменя в отдалённое время. В частности, на Корейском полуострове он появился не позднее 1500—850 лет до н. э. Не исключено, что ячмень был введён в культуру в разных местностях независимо. В Центральной Европе культура ячменя уже в Средние века сделалась всеобщей. В странах Америки ячмень является сравнительно новой культурой, которую завезли переселенцы из Европы в XVI—XVIII веках. В Россию ячмень мог проникнуть из Азии через Сибирь или Кавказ и издавна имел большое значение как пищевой продукт для тех местностей, где культивирование других хлебов было невозможно или затруднено.

Россия Россия 14,0 15,4 20,4
Франция Франция 11,3 10,3 11,8
Германия Германия 10,4 10,3 11,6
Австралия Австралия 8,2 7,5 9,2
Украина Украина 6,9 7,6 9,0
Канада Канада 8,0 9,2 7,1
Испания Испания 6,0 10,1 6,9
Великобритания Великобритания 5,5 7,1 6,9
Турция Турция 7,1 7,9 6,3
США США 4,8 4,7 3,8
Мировое производство
Источник: ФАО

Ячмень обыкновенный в культуре

Вегетационный период, в зависимости от сорта, составляет 60—110 дней. В возделывании ячмень менее прихотлив, чем другие злаки. Семена могут прорастать при температуре от +1 до +3 °C, а вызревать при +18 °C. Скороспелые сорта выращиваются далеко на севере и высоко в горах (до 4500 м).

Озимый ячмень — более молодая культура, чем яровой (приблизительно на 2000 лет). Во многих странах отмечается переход к выращиванию озимого ячменя. Практически полностью на осенний сев перешли Румыния и Болгария, больше половины площадей в Германии и Франции, много озимого ячменя сеют в Венгрии и Польше. В целом в мировом растениеводстве на озимый ячмень приходится около 10 %.

В России ячмень издавна имел большое значение как пищевой продукт для тех местностей, где невозможна культура других хлебов. В начале XX века среди всех культивируемых в Российской империи растений ячмень по площади занимал четвёртое место (немного более 4,5 млн десятин, или 7,1 % всей посевной площади), уступая по занимаемому пространству ржи в пять, овсу в три, а пшенице более чем в два раза. В яровом клину он занимал второе (первое — овёс) место, превосходя по площади посева гречиху, просо, кукурузу и другие культурные растения, причём вообще высевался в бо́льших количествах на крестьянских, чем на помещичьих землях. Посевы ячменя, однако, были далеко не равномерны по отдельным местностям России. Наибольшую (10—20 %) площадь по отношению к остальным хлебам он занимал на севере (более 54 % всей засеянной земли), где он вытеснял другие растения и являлся в полном смысле хлебом для населения (он и назывался там, подобно ржи на юге, житом). На северо-западе и особенно на западе получались лучшие пивоваренные сорта. На юге он культивировался на корм для скота и на экспорт. В центральных и восточных губерниях Российской империи ячмень возделывался редко, в частности, менее всего был распространён в губерниях Пензенской и Рязанской (менее 0,1 % площади).

Химический состав зерна

Зрелые зёрна содержат до 15,8 % белков, 76 % углеводов, 3—5 % жиров, 9,6 % клетчатки, ферменты, витамины группы В, D, Е, А.

Хозяйственное значение и применение

Ячмень обыкновенный — одно из важнейших культурных растений. Из всех хлебных злаков наиболее далеко идёт на север (в Архангельской губернии Российской империи являлся господствовавшим «хлебом»).

Зерно ячменя используют для приготовления муки, крупяных изделий (перловая и ячневая крупы), на корм скоту. Ячмень используется при производстве пива и кваса, при изготовлении суррогатов кофе. Ячмень используется также для производства различных виски, в медицинских и косметических целях.

Прямо в пищу человеком ячмень не употребляется, а превращается большей частью в крупу, лучший сорт которой носит название перловой. В муку для целей хлебопечения ячмень размалывается редко, так как не даёт пористого теста, которое могло бы быть вполне пропечено. В некоторых местностях Финляндии хлеб («риеска») приготовляется из одного ячменя, причём он выпекается на берёсте. Обыкновенно же при хлебопечении, если в дело употребляется ячменная мука, к ней примешивают ржаную или пшеничную.

Ячменное пиво было, возможно, древнейшим напитком человека эпохи неолита. Позже его использовали вместо валюты для расчётов с работниками. Как материал для пивоварения, ячмень очень ценится и почти незаменим.

В Древнем Египте из ячменя готовили не только пиво, но и хлеб. Египтяне называли ячмень jt (произношение, вероятно, йит) или šma (шема). В последнем варианте ячмень был также символом Верхнего Египта. Шумеры называли ячмень акити. В книге Второзаконие ячмень перечислен среди семи плодов земли обетованной, а Книга Чисел описывает жертвоприношения израильтян, приносимые ячменём.

В Древней Греции ячмень использовали в священных обрядах Элевсинских мистерий. Богиня Деметра имела также имя или титул матери ячменя. Плиний Старший описал рецепт ячменной каши в своей «Естественной истории». В Тибете мука из ячменя, цампа, вошла в употребление не позднее V в. до н. э.. В Древнем Риме гладиаторов называли гордеариями (лат. hordearii) — «питающиеся ячменём», или «пожиратели ячменя», или «ячменные мужчины», потому что ячмень, способствовавший быстрому набору мышечной массы, являлся одной из основных частей их ежедневной еды. В средневековой Европе хлеб из ржи и ячменя был пищей крестьян, в то время как пшеничный хлеб потреблялся только высшими классами. Лишь к XIX веку картофель постепенно заменил ячмень.

В качестве корма для скота ячмень применяется главным образом в южных местностях и в этом отношении имеет большое хозяйственное значение. В Средней Азии, в Восточном Закавказье, Аравии и многих других местах кормовой ячмень как корм для лошадей везде заменяет собою овёс, который там в знойное лето выгорает, и на этом корме создались арабская и близкая к ней карабахская лошадь и живут выносливые азиатские степные лошади. Солома и мякина ячменя также служат кормовым средством, причём мякина по преимуществу в распаренном или обваренном виде, чтобы предупредить различные заболевания животных (главным образом, колики) от шероховатых ячменных остей; советуют даже вовсе не употреблять её в корм, а оставлять перепревать в компостных кучах.

В современной России ячмень высевается повсюду в районах земледелия.

В Сибири прожаренный и истолчённый в муку ячмень, называемый толкан, употребляли вместе с чаем. Для этого на дно чашки насыпали слой толкана, придавливали пальцем ко дну и солили, потом наливали чай; иногда прибавляли ещё кусочек коровьего масла. Раз положенный толкан шёл на несколько чашек чаю, а потом съедался.

С лечебной целью ячмень обыкновенный издавна употребляли в народной медицине. Солодовый экстракт применяют при бронхитах и для подкармливания детей младшего возраста. Его пьют при нарушениях обмена веществ, выражающихся в появлении кожных сыпей, фурункулов и т. п.

Систематика

Таксономическое положение

Таксономическая схема (согласно Системе APG II):

  ещё 17 семейств, в том числе Осоковые, Рогозовые   ещё около 15 триб, в том числе Ковылёвые, Овсовые, Мятликовые   Ячмень двурядный, Ячмень гривастый, Ячмень мышиный и другие виды
           
  порядок Злакоцветные, или Мятликоцветные     подсемейство Мятликовые     род Ячмень    
                   
  отдел Цветковые, или Покрытосеменные     семейство Злаки, или Мятликовые     триба Пшеницевые     dbl Ячмень обыкновенный
             
  ещё 44 порядка цветковых растений   ещё пять подсемейств, в том числе Бамбуковые, Рисовые   ещё 26 родов, в том числе Рожь, Житняк, Пырей, Пшеница  
       

Внутривидовые таксоны

Выделяют следующие подвиды:

  • Hordeum vulgare subsp. spontaneum — Ячмень дикий
    • basionym
  • Hordeum vulgare subsp. vulgare — Ячмень двурядный
    •  — Ячмень шестирядный

Две широко распространённые культурные разновидности ячменя обыкновенного — двурядный ячмень, родом из Передней Азии и шестирядный ячмень, происходящий из Восточной Азии. У обеих разновидностей колоски сидят по три с двух сторон колосового стержня, образуя шесть продольных рядов вдоль колоса. Однако у двурядного ячменя, как и у дикого ячменя, лишь два из шести сидящих рядом колосков плодущие, из них развиваются зерновки, четыре других — бесплодны и редуцированы до колосковых чешуй, поэтому на колосе созревает два ряда зерновок, и заметны четыре ряда чешуек — по два ряда с двух сторон колоса. У шестирядного ячменя все шесть сидящих рядом колосков плодущие, и спелый колос имеет шесть рядов зерновок.

Культурное значение

Согласно Сунне, пророк Мухаммед считал, что ат-тальбин или тальбина — похлёбка из ячменной муки с молоком или мёдом — «успокаивает сердце больного и уносит с собой часть (его) печали». Авиценна в своей работе XI века «Канон врачебной науки» писал о целебном действии ячменной воды, супа и бульона при лихорадке. В Азии и в настоящее время популярен чай из жареного ячменя.

В английском фольклоре Джон Ячменное Зерно из одноимённой народной песни является олицетворением ячменя, а также изготавливаемых из него пива и виски. В песне Джон представлен страдающим от унижений, нападений и, в конце концов, смерти, что соответствует различным этапам возделывания ячменя. Образ Джона Ячменное Зерно может быть связан с древними богами германо-скандинавской мифологии Мимиром или Квасиром.

Примечания

  1. ↑ Об условности указания класса однодольных в качестве вышестоящего таксона для описываемой в данной статье группы растений см. раздел «Системы APG» статьи «Однодольные».
  2. Saltini A. I semi della civilta: frumento, riso e mais nella storia delle societa umane / Prefazione di Luigi Bernabò Brea. — Bologna: Avenue Media, 1996. — 182 p.
  3. ↑ Энциклопедия «Кругосвет». Ячмень обыкновенный.
  4. ↑ Губанов и др., 2002, с. 259.
  5. Zohary D., Hopf M. Domestication of Plants in the Old World: The Origin and Spread of Cultivated Plants in West Asia, Europe, and the Nile Valley. — 3rd ed. — Oxford University Press, 2000. — P. 59—69. — ISBN 0198503571.
  6. ↑ Книга Самуила 21:9; Четвёртая книга Царств 4:42
  7. ↑ Паралипоменон 27:5
  8. ↑ Соответствует примерно 1 785 000 литров.
  9. ↑ Книга Судей Израилевых 7:13, Книга Самуила 17:28, Евангелие от Иоанна 6:9—13.
  10. ↑ Паралипоменон 2:10
  11. ↑ Третья книга Царств 4:26—28
  12. ↑ Четвёртая книга Царств 7:1
  13. ↑ Ячмень // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  14. Crawford G. W., Gyoung-Ah Lee Agricultural Origins in the Korean Peninsula. — 2003. — Vol. 77, № 295. — P. 87—95. — ISSN 0003-598X.
  15. ↑ Производство ячменя в мире. Страны-производители ячменя
  16. ↑ Сорта ярового ячменя
  17. ↑ AgroAtlas. Ячмень культурный шестирядный.
  18. ↑ Соответствует почти 5 млн гектаров.
  19. Ячмень, в сельском хозяйстве и торговле // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  20. Невский С. А. Род 213. Ячмень — Hordeum // Флора СССР : в 30 т. / гл. ред. В. Л. Комаров. — Л. : Изд-во АН СССР, 1934. — Т. 2 / ред. тома Р. Ю. Рожевиц, Б. К. Шишкин. — С. 728. — 778, XXXIII с. — 5175 экз.
  21. ↑ Ячмень // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  22. Pellechia Th. Wine: the 8,000-year-old story of the wine trade. — Philadelphia: Running Press, 2006. — P. 10. — ISBN 1560258713.
  23. Fernandez F. A. Civilizations: Culture, Ambition and the Transformation of Nature. — 2001. — P. 265. — ISBN 0743216504.
  24. Sautman B., Dreyer J. T. Contemporary Tibet: politics, development, and society in a disputed region. — Armonk, New York: Sharpe, 2006. — P. 262. — ISBN 0765613549.
  25. Плиний Старший. Естественная история, XVIII, 14:текст на латинском
  26. Curry A. The Gladiator Diet // Archaeology Magazine. — November/December 2008. — Vol. 61, № 6. — a Publication of the Archaeological Institute of America
  27. McGee H. On Food and Cooking: The Science and Lore of the Kitchen. — Unwin, 1986. — ISBN 0-04-440277-5.
  28. Roden C. The Book of Jewish Food. — Knopf, 1997. — P. 135. — ISBN 0394532589.
  29. ↑ Толкан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  30. Блинова К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь : Справ. пособие / Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 264. — ISBN 5-06-000085-0.
  31. ↑ Ячмень — Hordeum
  32. ↑ Hadith. Volume 7, Book 71, Number 593: (Narrated ‘Ursa)
  33. ↑ Sunna.su | Тальбина. Проверено 14 апреля 2013. Архивировано 18 апреля 2013 года.
  34. ↑ Муслимка — сайт для мусульманок. Проверено 14 апреля 2013. Архивировано 18 апреля 2013 года.
  35. Scully T., Dumville D. N. The art of cookery in the Middle Ages. — Boydell Press, 1997. — P. 187—188. — ISBN 0-85115-430-1.
  36. ↑ ячменный чай | Мир чая. Проверено 14 апреля 2013. Архивировано 18 апреля 2013 года.
  37. de Vries Ad. Dictionary of Symbols and Imagery. — Amsterdam: North-Holland Publishing Company, 1976. — P. 34—35. — ISBN 0-7204-8021-3.

Литература

  • Невский С. А. Род 213. Ячмень — Hordeum // Флора СССР : в 30 т. / гл. ред. В. Л. Комаров. — Л. : Изд-во АН СССР, 1934. — Т. 2 / ред. тома Р. Ю. Рожевиц, Б. К. Шишкин. — С. 728. — 778, XXXIII с. — 5175 экз.
  • Невский С. А. Материалы к познанию дикорастущих ячменей // Тр. Ботан. ин-та АН СССР. — 1941. — Сер. I. — Вып. 5. — С. 64—255.
  • Губанов И. А. и др. 165. Hordeum vulgare L. — Ячмень обыкновенный // Иллюстрированный определитель растений Средней России. В 3 т. — М.: Т-во науч. изд. КМК, Ин-т технолог. иссл., 2002. — Т. 1. Папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные (однодольные). — С. 259. — ISBN 8-87317-091-6.

Пшеница и ячмень

Изучение жилищ родового поселения Коломийщины и Владимировки дало новые материалы для характеристики хозяйственной жизни Триполья. Ещё Хвойко открыл в раскопках трипольских памятников остатки культурных растений и в своём докладе на XIII археологическом съезде поднял вопрос о земледелии в Триполье и о местном его происхождении.

Какими же данными располагают сейчас археологи по этому вопросу? Во время раскопок поселения Коломийщины-I мы обратили внимание на то, что слабо обожжённая обмазка, из которой строят основу стен, пол, печь и другие части в трипольском доме, содержит в глиняной массе растительную примесь в виде зерён и мелких частей колосьев хлебных злаков. В результате производившихся специальных исследований этого рода растительных отпечатков было обнаружено налиме следов выгоревшего зерна, мякины, жмыхов, пшеницы, ячменя и проса. Так мы нашли ещё одно убедительное доказательство тому, что племена, жившие в Днестровско-Днепровском бассейне в эпоху Триполья, занимались мотыжным земледелием и возделывали пшеницу, ячмень и просо.

древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

Сосуды с чёрной и красной росписью

древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

Сосуды с чёрной росписью

Раскопки на поселении Коломийщина-II помогли нам узнать, как древние трипольцы обрабатывали землю и снимали урожай злаков. Мы нашли костяной серп больших размеров, сделанный из лопатки быка или коровы. Этим серпом древняя жница срезала колосья. Но, видимо, более распространенным был способ срезывания колосьев кремневыми пластинами, которые вставлялись в костяную или деревянную основу серпа.

В примеси глиняной обмазки не обнаружено ни соломы, ни целых колосьев. В то же время среди отпечатков половы часто попадаются отпечатки зерен, иногда не освобождённых даже от колосковых плёнок. Это дает некоторое основание предполагать, что, во-первых, при сборе урожая, возможно, снимали не все растение полностью, а только одни колосья, без соломы, во-вторых, способ обмолота, очевидно, был таков, что колосья хотя и раздроблялись на мелкие части, но зерно при этом полностью не вымолачивалось и не очищалось от пленок, вследствие чего значительное количество его оставалось в мякине, в жмыхах и вместе с растительной примесью попадало в глиняную обмазку. Возможно, что колосья просто растирались между ладонями или же растаптывались ногами, как это до сих пор практикуется у некоторых народов.

Если способ молотьбы у древних трипольцев остаётся пока ещё не разъяснённым, то способ переработки зерна можно установить с достаточной отчетливостью. Обычными орудиями для размола зерна были каменные зернотерки: каждая состоит из двух частей — нижнего широкого плитообразного камня с верхней выглаженной, часто слабо вогнутой рабочей стороной и верхнего небольшого камня (песта) шаровидной формы. Материалом для зернотёрок служили наиболее распространенные местные разновидности камня: гранит, гнейс, песчаник и т. д.

древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень

Реконструкция трипольских жилищ

В трипольских жилищах зернотерки обычно находятся неподалеку от больших сосудов, служивших вместилищами для хранения запасов. Они размещаются у противоположной от печки стены или же вблизи печей, рядом с большими чашами и горшками, которые служили посудой для приготовления пищи. На модели древних трипольских жилищ (Сушковка, Попудня) рядом с зернотеркой, помещенной на особом возвышении, изображена женская фигурка, склоненная над зернотеркой и растирающая зерно. Эти модели рассказали нам о том, как трипольские женщины превращали зерно в муку.

Следующая глава >

4 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *