Японское искусство выращивать карликовые деревья

Содержание

Бонсай — это искусство выращивания миниатюрных деревьев. Пришло это искусство в Японию из Китая более тысячи лет, но именно в Японии  искусство выращивания карликовых деревьев достигло своего совершенства и завершенности. И сегодня бонсаи ассоциируется со страной восходящего солнца. Слово бонсай состоит из двух иероглифов и дословно означает плошка и дерево, дерево, выращенное в плошке.

Бонсай создают для любования, созерцания и эстетического эффекта. В  начале семнадцатого века многие богатые семьи Эдо (ныне Токио) выращивали растения в небольших контейнерах, но только в восемнадцатом веке выращивание миниатюрных деревьев стало превращаться в искусство. Внешнему виду миниатюрного дерева стали придавать большое значение и формировать в соответствии с определенными правилами, так появились стили, которые впоследствии стали классическими.

Заниматься выращиванием бонсаи ранее могли себе позволить только богатые семьи, за этим занимательным и трудоемким занятием проводилось много времени. Затем постепенно увлечение  бонсаи перешло на семьи самураев, а затем стало массовым увлечением.

Упоминание о бонсаи встречаются на ранних этапах истории Японии, так в 14 веке написана пьеса о бедном изгнанном самурае, который жил далеко в горах, и к которому в ненастье постучался уставший и замерший путник. У самурая не было дров, чтобы обогреть продрогшего путника и он использовал  свои три бонсая в качестве дров. Уставшим путником оказался сёгун, который впоследствии восстановил в правах самурая и подарил ему земли умэ (слива), мацу (сосна) и сакуру (вишня), в количестве  и названии сожженных бонсаи. В последующие года  художники неоднократно создавали гравюры по мотивам этой популярной драмы.

В 17-м веке появились истории о том, что сёгун Иэмицу Токугава так много времени уделял выращиванию бонсаи, что его советник был вынужден убрать эти деревья как можно дальше, но это не остановило сёгуна и он продолжал создавать формы миниатюрных деревьев.

В 18-м веке бонсаи уже интересовалось большое количество людей и в Киото стали проводится ежегодные выставки миниатюрных деревьев, на каждую такую выставку доставлялись новые виды бонсай. В 1829 году вышла первая книга, в которой техника выращиванию миниатюрных деревьев — бонсай рассматривается как искусство.

Император Мэйдзи проявлял большой интерес к искусству бонсаи и пытался подогреть интерес к бонсаи окружающих его людей. Те чиновники, кто не проявил должного интереса к бонсаи впали в немилость. Так что искусство бонсаи, хотели того или нет министры, стало неотъемлемой частью их жизни и новой традицией Японии. Правительственный дворец Мэйдзи как внутри, так и снаружи был уставлен миниатюрными деревьями.

Выращивание карликовых деревьев — сложное и трудоемкое занятие. Бонсаи это настоящие деревья взятые из природы и с помощью определенных способов, превращенные в маленькие копии своих больших собратьев.

Для бонсаи используют разные виды деревьев, большой популярностью пользуются вечнозеленые хвойные деревья, такие как: сосна, можжевельник, кипарис, пихта, ель. Наряду с классическими для бонсаи деревьями используются: клены (момиджи), вишня (сакура), сливы, абрикос, бук,  акация, азалия и многие другие виды деревьев и кустарников.

Существует несколько стилей бонсаи:

формальный прямой стиль (чёккан), самый широкий ствол у основания, который сужается к верхушке дерева

неформальный прямой (моёги) —  ветви и ствол могут быть немного искривлены, но вершина дерева всегда располагается прямо перпендикулярно к основанию ствола и земле

Сдвоенный ствол (сокан), этот стиль представляет собой композицию из двух стволов с одной общей кроной

Стиль каскад (кэнгай) — имитирует деревья, которые в природе растут на склонах гор  или на берегу реки над водой.  В этом случае вершина дерева опускается гораздо ниже  грунта, в котором размещено дерево. Похожий на предыдущий стиль — стиль полукаскад (хан-кэнгай), вершина дерева остается на уровне почвы, в котором расположено само дерево

Объединенный корень (нэцунагари) — при этом стиле часть ствола засыпается землей  и ветки одного дерева выглядят как отдельные деревья.

Есть ещё много интересных стилей бонсай, которые будут рассмотрены позже.

Бонсай не является комнатным растением, поэтому предпочтительнее, чтобы они росли в естественных условиях, то есть на свежем воздухе.  Зимой требуется особый уход за деревьями и соответственно дерево может расти на улице в случае, если это его родной климат, при необходимости дерево помещают в дополнительную емкость или укрывают корни до первых веточек. Бонсаи любит солнце и свет, при таких условиях он может адаптироваться и к комнатным условиям.

Литературный стиль (бунджинги) —  характеризуется голым, как правило, искаженным стволом и минимальным количеством листвы в верхней части дерева.

Размеры бонсаи могут быть от крошечных — до 2,5 сантиметров до огромных (по меркам бонсаи) —  больше метра.

В бонсаи всё важно, не только форма, но и горшки, которые должны обязательно гармонировать  с общей композицией, камни, имитирующие горы и скалы. При этом в отличие от китайского стиля, японцы считают, что керамические горшки для бонсаи не должны быть яркими и предпочитают земляные или тёмные цвета.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Выставка бонсай в китайском садике (

Сидней

)

японское искусство выращивать карликовые деревья

Бонса́й (яп. 盆栽 — букв. «выращенное в подносе») — искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре. Рост растений регулируется за счёт плоской корневой системы.

Родственные виды искусства — арбоскульптура, икебана, дизайн аквариума и хоннонбо. В Китае существует аналогичное искусство «Пэньцзин». Ответвления искусства бонсай: кокэдама, кусамоно (яп. 草物), вабикуса (яп. 侘び草).

История

Стиль бонсай возник в Китае и относится к эпохе династии Тан (VIII—X вв.). Среди настенной живописи найдено изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и пересаженное в горшок.

Слово «бонсай» происходит от китайского слова «пэньцай» (китайское прочтение тех же иероглифов) и означает «выращенное в подносе».

Одна из легенд гласит, что некий император повелел создать миниатюрную империю со всеми деревьями, городами, реками и горами. Для этой цели и были созданы миниатюрные деревья.

Считается, что в Японию искусство принесено в VI веке буддистскими монахами. Выращиваемые растения использовались для украшения ниши дома, максимальная высота деревьев поэтому составляла около половины метра. Спустя некоторое время, в связи с развитием техники любования бонсай, его начинают использовать при проведении чайной церемонии. В это время искусство называется хати-но-ки — «дерево в горшке». С XVIII века японцы окончательно превращают эту технику в искусство, возникает множество стилей. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей.

Развивали это искусство и буддисты, которые считали, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу, потому что в их видении мир выглядит, как сад Будды, где он садовник.

Сейчас для бонсай используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезаниям и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.

Медную проволоку стали использовать только после Второй мировой войны, до этого использовались струны.

Первая выставка бонсай состоялась в Токио в 1914 году.

К XXI веку о бонсай уже написано более 1200 книг на 26 языках мира.

Стили

Традиционные

Формальный прямой стиль (яп. 直幹 Тёккан)

Прямой ствол, который становится толще ближе к корням.

Неформальный прямой стиль (яп. 模様木 Моёги)

Ветки или ствол могут быть немного искривлены, но верхушка ствола всегда находится на прямой линии перпендикулярно земле.

Сдвоенный ствол (яп. 双幹 Сокан)

Композиция из двух стволов, которые могут быть различны по размеру и образовывать одну крону.

Наклонный стиль (яп. 斜幹 Сякан)

Прямой ствол, растущий под углом к земле.

Каскад (яп. 懸崖 Кэнгай)

Имитируется рост деревьев у воды или в горах. В полном каскаде вершина дерева растёт за границей горшка и опускается значительно ниже почвы, находящейся в горшке.

Полукаскадный стиль (яп. 半懸崖 Хан-кэнгай)

Верхушка дерева остаётся на уровне почвы плошки.

(яп. 根連なり Нэцунагари)

Имитируется вид деревьев, у которых часть ствола затоплена или засыпана землёй. Ветки такого растения растут, напоминая отдельные деревья.

Литературный стиль (яп. 文人木 Бундзинги)

Прямой ствол, на котором находится минимальное число веток.

Корень на камне (яп. 石上樹 Сэкидзёдзю)

Ствол находится на выступающем над поверхностью земли камне, который оплетён корнями.

Растущий-на-камне (яп. 石付 Исицуки)

Корни дерева растут в расщелинах камня. Этот стиль используется для иллюстрации выносливости дерева (по причине ограниченности места для корней).

Стиль метлы (яп. 箒立ち Хокидати)

Ствол прямой, ветки раскидываются вокруг него примерно на ⅓ высоты дерева, образуя шар.

Групповой стиль (яп. 寄せ植え Ёсэ Уэ)

В плошке находится группа деревьев, как правило нечётное (ментальные особенности японцев), но никогда не равно четырём (слово «четыре» на японском созвучно со словом «смерть»). Часто в горшке оказываются деревья одного вида. Красота композиции заключается в сочетании высот и возрастов этих деревьев.

Плотообразный стиль (яп. 筏吹き Икадабуки)

Имитируется упавшее в болото дерево. Имеет форму плота и образуется за счёт лежащего на земле ствола, от которого отходят различной длины деревца.

Особые

Общие корни (яп. 根連 Нэцуранари) Несколько стволов из одного корня, сам корень образует изгибы.
Дерево на ветру (яп. なり Фукинагаси) Напоминает наклонную форму. Изгибающиеся ветки и ствол создают ощущение, что дерево изогнулось под натиском ветра.
Форма леса (яп. 寄せ植え Ёсэ-уэ) На большой плоской плошке раскидывается лес в миниатюре из нечётного числа деревьев.
На скале (яп. 石付 Исицуки) В качестве скалы используется камень, похожий на скалу. Дерево располагается, в основном, на скале.
Ландшафт в миниатюре (яп. Сакэй) Миниатюрный пейзаж, отображающий различные уголки природы.

Классификация размеров

крошечный Мамэ Кэси-цубу до 2,5
крошечный Мамэ Сито 2,5—7,5
крошечный Мамэ Гафу 13—20
маленький Сёхин Комоно до 18
маленький Сёхин Мяби 15—25
средний Кифу Катадэ-моти до 40
большой Тю/тюхин Катадэ-моти 40—60
большой Тю/тюхин Омоно до 120
огромный Дай/дайдза Бондзю больше метра

Агротехника

Расположение

В большинстве случаев бонсай — не комнатные растения, потому их необходимо располагать на свежем воздухе, хотя их иногда можно относить в дом для использования в качестве украшения интерьера.

Некоторые деревья требуют особой защиты зимой, и интенсивность техник, используемых в холодное время, зависит прежде всего от того, насколько дерево адаптировано к климату. Если у растения есть период спячки, то ни в коем случае нельзя её прерывать, особенно у лиственных растений. Чтобы уберечь растение от холода снаружи, его можно поместить в дополнительную ёмкость или покрыть землю в горшке слоем перегноя, доходящим до первой ветви.

Вопреки общественному мнению, бонсай может стоять и внутри дома, если получает достаточно света. Клён или сосна могут расти и снаружи, и в помещении, однако у них есть период сна. Многие деревья нужно сначала растить в комнате, а потом перенести в сад. Японская чёрная сосна и некоторые другие виды, являясь наружными деревьями, могут выжить в комнате, хотя их лучше помещать в холодную комнату или даже в особый холодильник. Чтобы убедиться в правильности положения дерева, нужно проследить за освещённостью и условиями в холодный сезон. Для обеспечения этого часто можно просто открыть окно, но не в случае проживания в очень холодных местностях. На самом деле нет полностью «внешних» деревьев. Все холодоустойчивые деревья, после помещения их в тепло, акклиматизируются через некоторое время.

Источники материала

Подходящие растения

Для выращивания в виде бонсай подходят различные растения с мелкими листьями и густыми ветвями.

Для выращивания в стиле бонсай хорошо подходят следующие растения:

Готовый бонсай

Дикорастущие деревья

Бонсай довольно просто делать из местных видов деревьев. Но не стоит забывать про их период зимовки. При выборе растения следует ответить на следующие вопросы:

  1. На какой почве растёт дерево?
  2. В каком количестве света оно нуждается?
  3. Местоположение дерева — светлое или затенённое?
  4. Какие места оно предпочитает — сухие или влажные?

Черенкование

Черенкование — один из способов вегетативного размножения растений.

Дерево размножают, в основном, стеблевыми или коренными черенками. Черенки многих растений тяжело приживаются, потому необходимо поддерживать оптимальные условия: высокую влажность воздуха в сочетании с невысокой влажностью грунта.

Лучшим возрастом маточного растения (с которого нарезаются зелёные черенки), считается промежуток от пяти до десяти лет, а трудно укореняемые и того раньше: с двух—трёх летних растений.

Для каждого вида древесных растений важным является установление наиболее благоприятного периода черенкования. Например, в средней полосе европейской части России оптимальным для укоренения лиственных зелёных черенков является период с конца мая по начало июля, а хвойные породы можно черенковать либо весной, до набухания почек, либо летом, когда заканчивается активный рост.

Побеги срезаются только те, которые ещё зелены и достаточно гибки, предпочитая срезы в средней части побега, отбрасывая слишком мягкую верхнюю часть и слишком одревесневшую нижнюю часть.

Нарезку побегов на черенки лучше проводить рано утром или в пасмурный день (чтобы уменьшить испарение с черенков); крупные листовые пластинки укорачивают наполовину и ставят срезанные побеги нижними концами в сосуд с водой.

Для успешного корнеобразования важна и длина и толщина черенка. Длина определяется размером междоузлий (с узкими 3—4 междоузлия, а длинные с двумя). Обычно длина зелёных черенков колеблется от 3 до 12 сантиметров, а в среднем 8—10 сантиметров. Держа заготовку черенка навесу её нарезают острым ножом: верхний срез, для уменьшения испаряющей поверхности, делают прямым — перпендикулярно продольной области; нижние листья удаляют; нижний срез делают косым. До посадки заготовку помещают в ёмкость с водой и накрывают влажной тканью. Перед посадкой следует обновить нижний срез.

Посев семенами

Выращивание бонсай из семян — самый продолжительный способ формирования бонсай. Необходимо 12-15 лет, чтобы получилось растение похожее на бонсай. Этот способ нужно применять при выращивании таких видов деревьев, у которых формирование происходит с первых дней их жизни, таких как вяз. При выращивании бонсай из хвойных растений появляется возможность формировать стволики не боясь их повредить.

Воздушные отводки

Почва, дренаж, горшок

Некоторые любители используют только неорганические почвы, другие — обычные, третьи — обильно удобряют землю реагентами, и все эти техники имеют право на существование. Все почвы для бонсаи должны быть лёгкими и пропускать воду, чаще всего берут смесь на основе гравия, керамических черепков, коры, грубого песка, вулканической глиняно-пемзовой почвы или кокса.

У каждого горшка должны быть дренажные отверстия, чтобы лишняя вода могла просочиться в поддон. Каждое такое отверстие должно быть прикрыто керамическим черепком или кусочком пластика, во избежание высыпания почвы. В бонсай применяют глазурованные (блестящие) и неглазурованные, разноцветные или гладкие горшки. Для более формальных композиций выбирают остроугольные прямые контейнеры; для вечнозелёных деревьев — неглазурованные. Важно, чтобы цвет горшка подходил к цвету растения. Гончарная индустрия развита по всему миру, однако выделяют особо искушённых в этом искусстве мастеров древнего Китая и Японии, чьи горшки собирают коллекционеры. Хотя коллекционеры также высоко оценивают горшки европейских мастеров, например, Байрона Олбрайта и Гордона Даффета.

Пересадка и формирование корневой системы

японское искусство выращивать карликовые деревья

Кроме формирования ствола и кроны, необходимо сформировать и корневую систему.

Пересадку проводят раз в два года весной (молодое чаще, для провокации роста новых корней), перед началом сокодвижения. Также пересадкой занимаются при загнивании корней, удаляя корни.

Перед процедурой дерево подсушивают — не поливают день—два. При необходимости нужно раскусить фиксирующую проволоку под днищем и над почвой. Бонсай вынимается за основание ствола, при необходимости можно протолкнуть земляной ком через дренажные отверстия и металлической лопаткой пройтись по периметру. После нужно промыть контейнер кипятком.

После извлечения можно осмотреть:

  • Земля по периметру и снизу засохла и осыпается сама — корни неполностью заполнили контейнер;
  • Корневой ком похож на мочалку с формой контейнера — нужно расправить корни.

Расправка корней ведётся деревянной палочкой, пронзая ком сверху вниз в 1—3 см от ствола и продвигают к краю. Длинные корни обрезаются. Если бонсай окончен, то вырезаются области для роста. Обычно удаляется до трети объёма.

При необходимости фиксации (каскадный и склонённый стиль), можно воспользоваться классическим вариантом, когда фиксация проводится за дренажные отверстия и ствол. Обилие уплотнённого субстрата также надёжно фиксирует растение.

Формирование

Для уменьшения размера дерева существуют различные методы. Сезонная подрезка часто является залогом успеха, однако если сделать её неумело, можно погубить дерево. Большинство применимых в бонсай видов деревьев могут быть деформированы с помощью медной или алюминиевой проволоки. Некоторые деревья не поддаются такому формированию, их вид изменяют главным образом с помощью подрезок.

Чтобы создать видимость старого дерева, иногда используют мёртвые деревья, «дзин» и «сяри». Их получают, отрезая ветку от ствола живого дерева и сдирая кору со всего ствола или частично (сяри), создавая видимость естественных шрамов на дереве. Эти методы должны быть использованы с большой осторожностью, потому что такие действия могут привести к заражению дерева. Также нельзя сдирать цельное кольцо коры со ствола, иначе в дереве нарушится сокодвижение.

Обрезка

Обрезка является необходимым способом формирования бонсай. С её помощью решают несколько задач: уменьшают размер растения, формируют расположения скелетных ветвей, стимулируют рост новых побегов. Обрезка является огромной нагрузкой на растение, потому её необходимо проводить на здоровых экземплярах и необрезаемых в недавнее время.

Растения неизбежно зарастают и их форму необходимо поддерживать, иначе после продолжительного игнорирования бонсай одичает и перестанет быть похожим на дерево. Для это проводится радикальная обрезка, благодаря которой создаётся конечная форма растения.

Для того, чтобы не ошибиться с обрезкой ветки существует простой метод: необходимая ветка закрывается рукой и после внимательно изучается результат, если он удовлетворяет желаниям и целям, то ветку можно смело удалить.

Основная сила роста дерева направлена на верхушку, для того, чтобы добиться равномерного роста необходимо отщипывать новые побеги на верхушке, для остановки роста в этом месте и переноса точек роста в другие места.

Размер листьев должен соответствовать размерам дерева, например, если само дерево высотой в двадцать см, а листья длиной в десять. Эта непропорциональность выглядит не гармонично. Если есть возможность обрезать листья (не все лиственные переносят процедуру), то это стоит сделать в период с конца июня по начало июля, когда первые листья уже показались и их можно срезать. Спустя, примерно, четыре недели на месте старых вырастут более мелкие и многочисленные побеги. У деревьев, где листья расположены на длинном черешке необходимо отстригать только листочек оставляя черешок. После процедуры дерево должно быть перемещено в затенённое место до тех пор, пока не появятся побеги.

Места срезов — это потенциальная опасность для здоровья дерева, на срезе может поселится грибок, бактерии или насекомые-вредители. Для замазывания ран используют жидкий лак-бальзам. Мелкие ветки и молодые побеги можно срезать круглый год.

Виды обрезки
  • Формирующая обрезка — вырезка крупных скелетных ветвей, усечение ствола, формирующие «основу» дерева;
  • Подрезка веток уменьшает их длину и стимулирует образование новых точек роста, стимулирует ветвление;
  • Стрижка побегов формирует очертание кроны растения;
  • Прищипка (пинцирование) служит для ограничения роста побега;
  • Обрезка листьев (дефолиация) служит для обновления кроны, при этом количество листьев увеличивается и уменьшается их размер;
  • Подрезка корней необходима для обновления и формирования корневой системы.
Основные принципы
  • Одна из расположенных друг напротив друга ветвей обрезается;
  • Перекрещивающиеся ветви удаляются;
  • Слабые и тонкие ветки исходящие из ствола удаляются.
Прищипывание

Это техника развития дерева, призванная добиться разветвления внешнего слоя.

Развивая ветви бонсай, необходимо дать главной структуре расти, не прищипывать, а затем, в конце зимы, подрезать.

Все новые побеги, что выросли за сезон в правильном направлении должны быть подрезаны (это даст развитие новым ветвям), затем веткам даётся ещё один сезон, для закрепления. Процедура должна повторятся несколько сезонов подряд.

Само прищипывание состоит из следующего, растущую верхушка ветки просто удаляется ножницами, пальцами или другим видом удаляющих инструментов.

Перевязка

японское искусство выращивать карликовые деревья

Для изменения формы и направления веток применяют перевязку — процесс, формирования дерева при помощи каркаса из лигатуры — антикоррозийной проволоки наматываемой на ветку. Для создания изгибов и эффекта старости также к ветвям могут подвешивать груз. В сложных случаях, либо при формировании композиции из нескольких деревьев используют скобы. Для увеличения изгиба между стволом и веткой натягивается шпагат между ней и контейнером. Направляя ветку вниз проволока накладывается ниже ветки и наоборот.

Перевязку проводят с конца зимы — начала весны (во время обрезки), а снимают, когда зафиксируется новое положение, в зависимости от типа дерева: 4—6 месяцев для листопадных; 8—10 месяцев для хвойных; 3 месяца для фруктовых.

Фиксация должна быть тугой, но не допуская растрескивания древесины. Перевязка ветви проводится до самой верхушки. После обмотки лигатурой ветку сгибают, придавая желаемое направление. При снятии проволока разрезается кусачками, а не раскручивается, для того, чтобы не повредить или не обломить ветви.

Во избежание повреждения коры, не стоит перевязывать деревья с толстой корой; на деревьях с гладкой корой необходимо постоянно проверять проволоку на предмет врезания. С началом сокодвижения ветки быстро утолщаются и проволоку необходимо постоянно ослаблять. Кроме того, слишком частый шаг спирали, так же как и слишком редкий даст пагубные последствия. При изгибах проволока не должна нахлестываться сама на себя, для избежания этого, иногда, её наматывают постепенно, в процессе изгиба.

Толщина проволоки должна быть примерно равна 1/3 толщины самой ветки, например, при толщине в 1 сантиметр, необходима проволока в 3 миллиметра. Вместо одной толстой проволоки можно использовать пару проволочек потоньше.

Толщина ствола

Для придания растению пропорций взрослого дерева необходима достаточная толщина ствола, получение толстого ствола — одна из самых распространённых задач при создании бонсай. Толщина ствола бонсай должна быть не менее 1/6 высоты с утончением к верху.

Существуют следующие методы:

  • Сращивание нескольких растений, при этом могут быть сняты участки коры и стволики сплетены в жгут или косичку. Это особенно применимо к гибким растениям с толстой корой, например, фикусам;
  • Интенсивная агротехника;
  • Прививка на взрослое растение новых веток;
  • Поэтапно обрезать ствол для создания неформального прямостоящего стиля;

Существует порядок действий:

  1. Дать вырасти дереву до нормальных размеров. Пока дерево не достигнет в высоту 2/3 от необходимого результата.
  2. Отрезается ствол в месте первого изгиба (1/3 текущей высоты). Срез выполняется под углом в 45°, чтобы нижняя часть среза оказалась с внешней стороны текущего изгиба. Идеально, если сверху среза уже есть ветка. Предполагается, что уже выбрана лицевая сторона будущего дерева.
  3. Появившийся новый лидер роста вновь образовывает ветки и далее выращивается несколько лет. Пока растёт этот лидер, одновременно с тем утолщается и основной ствол. Обрезка в этот период может выполнятся лишь для того, чтобы сохранить лидерство.
  4. Повторить итерацию, пока не добьётесь необходимой толщины. Все итерации повторять с сохранением правила 1/3.

Когда ствол стал необходимой толщины, стоит приступить к выращиванию веток.

Обрезку лидера стоит выполнять до распускания лидера, по причине накопления максимальной энергии в корнях, которая будет направлена на развитие почек. Но и после распускания листьев обрезка имеет смысл. Так спящие почки могуть дать новые макушки, либо подрастут «окончательные ветки» — те, что останутся в самом конце и изменяться или обрезаться не будут. В этом случае поросль будет более аккуратной.

Мёртвая древесина

Снятие коры (сяримики)

Это технический приём искусственного старения древесины. Снятие коры с ветвей и ствола ножом или кусачками. Те ветки или стволы, что нужно оставить живыми нельзя снимать всю кору. Для того, чтоб овладеть такой техникой лучше всего ознакомится с случаями из реальных деревьев в природе. Мёртвые ветви и стволы обрабатываются несколько иначе: снимается вся кора и обрабатывается голая древесина.

Среди инструментов для работы должны быть:

  • набор ножей для резьбы по дереву;
  • плоскогубцы для снятия коры;
  • кусачки вогнутой формы;
  • наждачная бумага;
  • специальное отбеливающее средство.
Расщепление (сабамики)

Это технический приём искусственного старения древесины, когда ствол расщеплён. Внешне бонсай выглядит так, словно в него попала молния. Этот эффект достигается с помощью расщепления ствола кусачками и клиньями. Благодаря этому само дерево становится мощнее и сильнее. Растение в процессе может погибнуть.

Найденные в природе подходящие экземпляры могут достигать в высоту до двух метров. Для начала их стоит укоротить до 70—80 сантиметров, затем верхней части придаётся коническая форма, для придания естественности.

Ошибки формирования

Существуют следующие ошибки при формировании бонсай:

японское искусство выращивать карликовые деревья

 — Нет вершины,
 — Ветки, напоминающие спицы колеса,
 — Ветка, образующая «вилку»,
 — Прямо растущая ветка,
 — Ветки похожие на обрубок,
 — Ветки расположены на одном уровне,
 — Ветка, растущая вверх,
 — Короткая ветка между крупными ветвями,
 — Параллельные ветки,
 — Ветка, растущая в неправильном направлении,
 — Ветка, пересекающая ствол,
 — Ветка, образующая «колено»,
 — Беспорядочно растущие ветки,
 — Ветка с утолщением,
 — Пересекающиеся ветки,
 — Закруглённая ветка,
 — Ветка, растущая вниз,
 — U-образная ветка

Подкормка

Дерево, как правило, раз в неделю подкармливают любым обычным садовым удобрением: мочевина, сапропель и т. п. И раз в две недели удобрением на основе водорослей.

Подкормка оказывает двойной эффект: питание и укрепление растения. Удобрения возобновляют в почве питательные вещества, что израсходовало дерево для своего роста. Удобрение может быть порошковидным, гранулированным или жидким. Удобрение в виде гранул или шариков можно удержать в одном месте с помощью маленькой пластиковой корзиночки, которую переворачивают вверх дном и вкапывают в почву. Жидкое минеральное удобрение можно развести в воде для полива и подкармливать этим раствором бонсай, когда необходимо стимулировать его рост.

Основные принципы

  • Удобрение с низким содержанием азота используется в начале периода роста, для укрепления и развития листьев. Для сосен такое удобрение подходит лучше остальных, поскольку оно не ускоряет рост растения;
  • Удобрение с высоким содержанием азота используются, когда листья окрепли и прошла первая волна роста;
  • Сбалансированное удобрение применяется используется с поздней весны до раннего лета и с конца лета до осени, когда листопадные деревья сбросят листья. Вечнозелёные же следует прекращать подкармливать перед наступлением холодов.

Использование удобрений

Период удобрения длится с начала весны до конца осени, с перерывом в июле — августе.

  • Не подкармливать растения зимой;
  • Не подкармливать больные и ослабленные деревья;
  • Не подкармливать только что пересаженные бонсай.

Прививка

Полив

Из-за ограниченных размеров горшка с растением, забота о бонсаи может быть довольно сложной. Глубокие контейнеры часто не позволяют корневой системе развиваться правильно, а полив такого растения превращается в тяжёлую работу. Различные техники полива включают либо прямое орошение из поливочного чайника или банки, либо погружение ёмкости с бонсаи в большую тару, наполненную водой. Некоторые виды растений могут переносить периоды засухи, другие же требуют почти постоянного полива. Если оставлять почву сухой или поливать слишком часто, его корневая система может погибнуть. Солнце и ветер могут быстро высушить почву, поэтому растения, находящиеся снаружи, нужно ежедневно проверять и поливать при возникновении такой необходимости. Почва вообще не должна становиться сухой, даже на короткий срок. Часть используемых в бонсаи растений никак не показывают недостаток воды в почве, оставаясь зелёными, даже когда их корневая система уже полностью погибла.

Если поливать глубокую плошку по мере высыхания верхнего слоя, то корневая система загниет. Но лучше использовать гранулированный субстрат, который практически невозможно затопить.

Для полива лучше использовать дождевую воду. Но если есть только водопроводная вода, ей лучше настояться двое суток для отстоя хлорки. Лучше не использовать холодную воду, как и кипяток.

Весной стоит лишь увеличивать зимнюю дозу полива. Летом необходимо поливать почаще из-за обилия солнца и сухого климата. Осенью же доза вновь сокращается, важно не дать высохнуть почве. Зимой дереву нужно как можно меньше воды. Субстрат не должен пересыхать, но поливать нужно как можно меньше.

Влажность воздуха

Для поддержания необходимого уровня влажности растения опрыскивают несколько раз в день, при этом с листьев смываются частички пыли.

Часто для имитации травы поверхность почвы покрывают мхом, который требует ежедневного опрыскивания и высокой влажности воздуха.

Примечания

  1. История Бонсай. Проверено 26 декабря 2013.
  2. ↑ Perkins, 2013, p. 104.
  3. ↑ Olivová, 2009, p. 85.
  4. ↑ Oxford, 2010, p. 233.
  5. Франсиско Хавьер Алонсо де ла Пас. Происхождение стиля бонсаи // Бонсай. Большой атлас = GRAN ATLAS DEL BONSAI / И. А. Кирсанова. — М.: БММ АО, 2001. — P. 6. — 192 p. — 5000 экз. — ISBN 5-88353-101-6.
  6. Горбачева Г. Н., Житков В. С., Мамедова Э. Т. Бонсай. — М.: ЗАО «Фитон+», 2000. — 160 с. — (Живой мир вокруг нас). — ISBN 5-93457-011-0.
  7. ↑ История Бонсаи. Проверено 26 декабря 2013.
  8. ↑ Традиционные стили бонсай. Проверено 24 сентября 2013.
  9. ↑ Особые стили бонсай. Проверено 25 сентября 2013.
  10. ↑ Замечание: некоторые источники указывают другое деление.
  11. ↑ Кольхепп, 2000, с. 9.
  12. ↑ Энциклопедия комнатного цветоводства.
  13. ↑ Кольхепп, 2000, с. 9-10.
  14. Черенкование деревьев и кустарников. Проверено 18 января 2014.
  15. ↑ Кольхепп, 2000, с. 42-43.
  16. Подготовка растения к пересадке.
  17. Пересадка
  18. Формирование бонсай.
  19. Прищипка вязов. Проверено 28 декабря 2013.
  20. Наложение проволоки. Проверено 28 декабря 2013.
  21. Выращивание толстых стволов.
  22. Андрей Дарусенков. Бонсай — выращивание толстых стволов? (рус.). bonsai.ru. Анатолий Анненков, Александр Виняр. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  23. ↑ Ошибки при формировании бонсай (по Джону Нака). Проверено 8 января 2014.
  24. Крейг Кассинс Школа Бонсаи.
  25. Полив для новичков. Проверено 30 декабря 2013.

Литература

  • Вольфганг Кольхепп. Бонсай из деревьев европейских лесов = Schöne Bonsais aus heimischen Gehölzen / Пер. с нем. В. Чекмарева. — М.: Кристина, 2000. — 114 с. — ISBN 5-93739-017-2.
  • Perkins D. Encyclopedia of China: History and Culture. — Taylor& Francis, 2013. — ISBN 9781135935627.
  • Olivová L.B., Børdahl V., Nordic Institute of Asian Studies. Lifestyle and Entertainment in Yangzhou. — NIAS Press, 2009. — (NIAS studies in Asian topics). — ISBN 9788776940355.
  • Cresswell J. Oxford Dictionary of Word Origins. — OUP Oxford, 2010. — (Opr Series). — ISBN 9780199547937.

Ссылки

  • Бонсай (Япония сегодня № 9-10, 2005).

Для кого-то комнатное растение — это цветущая фиалка или фикус с темными блестящими листьями. А кто-то хочет вырастить настоящий лес в маленькой горсти земли.

Многие любители комнатных растений слышали загадочное слово «бонсай». Но что такое бонсай и как сформировать миниатюрное чудо, просто не понимают. А между тем разобраться в этом вполне реально.

японское искусство выращивать карликовые деревья

История бонсай

Мода на миниатюрные деревья распространилась по миру из Японии. Но японцы не являются родоначальниками нового вида искусства. Идея бонсай пришла к ним из Китая. Но именно японцы довели ее до совершенства.

Первые упоминания о выращивании миниатюрных деревьев попали в руки историков в 1972 году. В мавзолее принца Занга Хуэя были найдены изображения, детально описывающие технологию выращивания маленьких деревьев. Судя по тому как тщательно рисунки были сохранены для потомков, технику относили к особо ценным знаниям. Рисунки относились ко времени правления китайской династии Tang, что соответствует 600 г. до н. э.

Китайцы назвали необычное увлечение «пенсай». Японцы прочитали китайский иероглиф на свой лад, и получилось слово «бонсай», означающее «выращенный в подносе».

Между прочим, археологи утверждают, что еще древние египтяне знали, что такое бонсай. Они выращивали маленькие растения в особых сосудах, но называли их иначе. К сожалению, египетская версия названия не сохранилась.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Какой в этом смысл

Японцы довели искусство выращивания карликовых растений до совершенства. Каждое деревце требует от мастера многолетнего труда, внимания и терпения. Только так можно получить зеленый шедевр, который проживет дольше своего создателя. Прекрасное растение достанется благодарным ученикам, которые хорошо понимают, что такое бонсай и сколько сил мастер вложил в эту красоту.

Искусство бонсай – это определенная философия, которая позволяет принять жизнь и насладиться красотой ее течения. Каждое деревце в руках мастера проходит три стадии, как и все живое на планете. Сначала оно проживает юность, блистая свежестью и напором, затем входит в зрелость, достигая совершенства форм и красоты, и последняя стадия – старость, воплощающая в себе всю мудрость мира. А, кроме того, бонсай – символ преемственности поколений, потому что младшему в семье необходимо перенять опыт и суметь сохранить то, что создали старшие.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Какие деревья можно выращивать

Чаще всего для выращивания в контейнерах используют вечнозеленые виды. Это может быть японский кипарисовик, китайский можжевельник, криптомерия, пятилистная, черная или красная японская сосна. Бонсай из этих пород деревьев выглядит очень эффектно, но некоторые предпочитают выращивать лиственные деревья, находя особое очарование в смене времен года. В этом случае подходит японская слива, яблони разных сортов, вишня, некоторые разновидности кленов, рододендрон, дикая азалия, различные сорта груш, хурма, дикий виноград, ива и другие.

Бонсай-сосна выглядит очень красиво и необычно, как это видно на фото снизу, поэтому чаще всего можно встретить именно эти миниатюрные хвойные деревца.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Стили бонсай: Тёккан и Моёги

Даже у самого опытного мастера никогда не получится двух абсолютно одинаковых растений. Но все композиции принято четко разделять на стили. Эту традицию привнесли в искусство бонсай именно японцы. Они дали обозначение ряду признаков, по которым деревья разделяют на стили. Их более 30, но рассматривать будем самые распространенные.

Если вы видите растение бонсай с прямым стволом, расширяющимся к основанию, то это формальный вертикальный стиль — Тёккан. Еще одна важная его характеристика – к вершине растение должно заужаться. В этом стиле можно вырастить любой вид дерева. Символизм Тёккана – гордое одиночество и несгибаемый характер.

Если растение вытянуто вертикально, но его ветки не имеют четкой структуры, а расположены произвольно, то это стиль Моёги. Ствол дерева может быть изогнут, но верхушка обязательно вытягивается на одну линию с основанием, образуя перпендикуляр земле. Моёги символизирует простоту и свободу, а еще – стремление выйти за рамки, сопротивляясь обстоятельствам.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Фукинагаси и Сякан

Это стили бонсай, фото которых словно сделаны при сильном порывистом ветре. Для Сякана (наклонный стиль) характерен наклон под углом к грунту, но дерево тянется вверх. Фукинагаси (согнутый ветром) может иметь и ровный, и наклонный ствол, но его ветви направлены в одну сторону (в сторону наклона), словно дерево выросло на сильном ветру. Символизм этих стилей – сопротивление силам природы и борьба за жизнь.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Стиль Сокан

Сокан переводится как «раздвоенный ствол». Этот стиль подсказала любителям бонсай сама природа, поскольку очень часто из одного корня поднимается два ствола, один из которых сильнее и выше. Дерево может быть ровным или наклонным, это не очень важно, главное — оно должно образовывать общую крону. Создать подобный бонсай в домашних условиях можно, придав вид второго ствола самой нижней ветке. Символизм этого стиля – преемственность поколений и почитание традиций. Иногда Сокан называют «близнецами» или «отец с сыном».

японское искусство выращивать карликовые деревья

Кэнгай и Хан-кэнгай

Это немного схожие виды бонсая в каскадном и полукаскадном стиле. Кэнгай — словно дерево, выросшее на крутом обрыве. Чтобы выжить, ему пришлось приспособиться к сложным обстоятельствам. Символ стиля – пластичность в любых условиях.

Хан-кэнгай отличается более горизонтальным направлением роста ствола. Деревья, словно растут на берегу водоема, пытаясь дотянуться кроной до воды. Хен-кэнгай – бонсай, фото которого четко показывает, что ветви не опускаются ниже средней части горшка, а верхушка растения всегда находится выше уровня грунта.

Для этих пластичных стилей всегда выбирают растения с гнущимися стволами. Предпочтение отдают сосне, кизильнику, можжевельнику.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Бундзинги

Этот стиль считается одним из самых сложных в исполнении. И он же является одним из самых древних. Иначе этот стиль именуют «литературным». Подобное название связано с тем, что растения имеют схематичную форму «японских литер». Мастера, словно пишут каллиграфические знаки, выращивая деревца с длинными изогнутыми стволами без нижних веток. Крона у этого вида бонсай допустима только на самой верхушке. Стиль символизирует воздушность и возвышенность. Для выращивания выбирают хвойные или широколиственные виды.

Очаровательный Ёсе-уэ

Можете себе представить горшки для бонсай, в которых вырос маленький лес? Это растения в стиле Ёсе-уэ. Композицию составляют из большого количества деревьев с разной высотой стволов, с разной толщиной и возрастом растений. Обычно подбирают нечетное количество деревьев, причем они чаще всего одного вида. Высаживают их, не соблюдая симметрию и избегая одинаковых расстояний. Таким образом мастер получает собственный парк или небольшой лесок, максимально похожий на уголок дикой природы.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Стиль Шаримики

Просветленные японцы научились видеть красоту в каждом моменте жизни. Они доказали, что старость тоже может быть красивой. Воплощение этого утверждения – стиль Шаримики, то есть «мертвая древесина». Дерево искусственно старится, кора со ствола частично снимается, а его древесина выбеливается, создавая контраст между мертвым и живым. Участки с мертвой древесиной изощренно изгибаются, но они обязательно должны быть хорошо заметны. Для этого вида чаще всего используют можжевельник.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Посадка бонсая

Собираясь вырастить описанное чудо, новички задаются вопросом о том, как посадить бонсай. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Способ Мисё. Это идеальный вариант для начинающих экспериментаторов. Он заключен в посеве семян, собранных в дикой природе. В этом случае можно выбрать из множества ростков именно тот, который нужен, и приступить к замедлению роста с самого начала.
  2. Способ Торики. Это выращивание миниатюрных растений из черенков или отводков. Чтобы воспользоваться этим способом, в нужном месте на ветке срезают или подрезают кору и обрабатывают открывшуюся древесину стимуляторами роста коней. Участок древесины закутывают мхом и пленкой и ждут 3 (иногда более) месяца. Месту среза не дают пересыхать все это время.
  3. Способ Ямадори. Примерное значение этого названия – «нашел и выкопал». Весной в лесу или саду находят подходящее растение, обкапывают его и оставляют на несколько месяцев для образования поверхностных коней. После этого мощные корни немного укорачиваются, растение извлекается из почвы, и начинается формирование бонсай в горшке.
  4. Способ Уэки. При таком способе покупается готовое молодое растение в питомнике, затем его обрезают и высаживают в плоский горшок. Или покупается молодой бонсай, и далее его выращивают, опираясь на свои предпочтения в стиле.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Как формировать растение

Главная задача при выращивании бонсай – принудить дерево остаться маленьким. Для этого нужно замедлить рост и придать желаемую форму. Для торможения роста часто обрезают корни и удаляют молодые побеги, выбирают скудные почвы, используют минимальное количество удобрений и выбирают специальные горшки для бонсай, в которых корневая система не может сильно разрастаться. Кроме того, обязательно используют систему ослабления поступления соков, нанося горизонтальные порезы на древесину или оплетая ствол проволокой.

Когда растение достаточно укоренилось, начинают обрезать и выгибать его ветки. Для этого используют медную проволоку, которой опутывают ветки и закрепляют колышками в вазоне. Изгибы лучше начинать летом, когда ветви наиболее эластичны. Чтобы не повредить крону, место изгиба обматывают мягким жгутом или мочалом.

Своевременная обрезка ветвей помогает пробудить к росту необходимые почки. Если для создания идеальной формы необходимо направить ветку вправо, то выбирают почку, торчащую в нужную сторону, и обрезают ветку над ней, не оставляя выше и пенька.

Кстати, если выращивается бонсай-сосна, то необходимо обрезку выполнять с особой осторожностью. Поврежденные ветки могут пожелтеть. Это касается также и других хвойных пород.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Как ухаживать за растением

Растение требует ухода на протяжении всей своей жизни. Чтобы вырастить достойный бонсай, уход в домашних условиях обеспечивают круглый год. Сюда включают пересадку, подкормку, полив.

Пересадку лучше всего делать весной. Необходимо следить, чтобы корни не разрастались и не образовывали клубок. Как только это произошло, дерево вынимают из плошки, корни подрезают и возвращают растение на место, но в свежую почву.

Для посадки делают смесь из 3/5 гумусной почвы, 1/5 торфа и 1/5 песка. Грунт в контейнере тщательно утрамбовывают, чтобы не образовывались пустоты. Высота почвы в контейнере — примерно 5-6 см. Сверху ее, как правило, украшают камнями и мхом.

Подкормки проводят весной и летом. Интервал выдерживают около двух недель. Удобнее всего использовать готовое жидкое органическое удобрение с птичьим пометом, которое вносится через 2 часа после полива.

Что еще необходимо делать, чтобы вырастить здоровый и красивый бонсай? Уход в домашних условиях предполагает обильный и регулярный полив. Многие устанавливают контейнер с деревцем в плоский сосуд с водой. Его дно заполняют мелкими камнями или ставят решетку. Уровень воды в подносе поддерживают на одной отметке. Это позволяет повысить влажность воздуха и сократить полив.

Вода необходима миниатюрному дереву в больших количествах. Но нужно принимать во внимание вид растения, поскольку жителям разных климатических зон создаются разные условия полива. Так, например, кармона мелколистная — это бонсай-дерево, уход за которым требует ежедневного обильного полива. А вот для толстянки такой полив губителен, ее корневая система не справится с обилием влаги и загниет.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Важно понимать, что миниатюрное деревце нужно поливать чаще, даже если вид не любит влажную почву, когда имеются следующие факторы:

  • листва на ветках крупная и многочисленная;
  • растение посажено в маленький или плоский контейнер, поскольку тогда большая площадь испарения влаги с поверхности субстрата;
  • в комнате сухой и слишком теплый воздух.

Кроме того, растению не помешает регулярное опрыскивание. Однако учитывайте, что вечнозеленые виды можно опрыскивать только дистиллированной водой. При использовании обычной водопроводной на листьях появится невыводимый белесый налет.

Теперь, когда вы понимаете, что такое бонсай, можно попробовать создать свой шедевр. Но подумайте и оцените свои силы. Если вы не достаточно терпеливы, то, может быть, не стоит браться за этот кропотливый труд.

Домашние растения – это не только цветы и пальмы, маленькие японские деревья тоже завоевали любовь многих цветоводов и поселились в домашних условиях. Выращивание бонсай – сложная, но увлекательная наука, которая имеет много тонкостей и нюансов. Иногда даже возникает ощущение, что это так сложно, и добиться желаемого результата практически невозможно. Но выращивание маленьких японский деревьев – это, прежде всего, процесс, от которого необходимо получать удовольствие.

Чтобы вырастить у себя дома бонсай, нужно разобраться в их разновидностях, а также понять, какие условия необходимо создать для маленького дерева дома. В любом случае, это будет интересный опыт, который принесет наслаждение в процессе выращивания дерева, а также порадует результатом в виде сильного и красивого растения. Бонсай – это приобщение к живой природе в домашних условиях.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Содержание:

  • История возникновения бонсай
  • Разновидности маленьких японских деревьев
  • Особенности ухода за бонсай в домашних условиях

История возникновения бонсай

Несмотря на то, что родиной бонсай считается Япония, на самом деле, искусство выращивания миниатюрных деревьев зародилось в Китае, за несколько столетий до нашей эры. Об этом свидетельствуют рисунки, найденные в конце прошло века, на которых детально описывается технология выращивания бонсай. Эти изображения историки относят ко времени правления китайской династии Танг.

Дословно «bonsai» в переводе с японского языка означает «дерево, которое растет на блюде». Изначально искусством их выращивания занимались буддийские монахи, которые всегда ценили спокойствие, размеренность, погруженность в себя и окружающий природный мир. Однако не только в Азии был популярен бонсай, историки и археологи нашли подтверждения, что древние египтяне тоже умели выращивать маленькие растения в небольших емкостях. 

В конце 20 – начале 21 века бонсай проникает в Европу и завоевывает сердца многих цветоводов-любителей. Миниатюрные деревья покорили своей аккуратностью и красотой, позволяя окунуться в процесс ухаживания и созерцания прекрасного. Вырастить бонсай в домашних условиях непросто, но результат стоит затраченных усилий.

Разновидности маленьких японских деревьев

Многовековая история развития бонсай привела к тому, что маленькие деревья бывают разных видов по своей форме, размерам и названиям. На сегодняшний день выведено более десяти различных типов бонсай, каждый из которых уникален и красив по-своему. Сложно сказать, какой из них выращивать проще, а какой – сложнее. Выбирая себе японское дерево, лучше ориентироваться по внутренним ощущениям и притяжению к конкретному типу. То, к чему лежит душа, получится вырастить, наслаждаясь процессом и получая удовольствие от созерцания миниатюрной красоты.

японское искусство выращивать карликовые деревья

Наиболее популярные виды бонсай:

  • Тёккан
  • Сякан
  • Моёги
  • Кэнгай
  • Сокан
  • Бундзинги
  • Ёсе-уэ
  • Исидзуки

Тёккан – вертикальный стиль

Один из самых распространенных и популярных видов маленьких японских деревьев. Этот стиль характеризуется прямым стволом дерева, с широкой у основания кроной листьев, которая к верхушке становится уже и меньше. Символом такого дерева является внутренняя сила, несгибаемый стержень. 

Сякан – наклоненное дерево

Маленькое дерево с ровно растущим, но наклоненным в сторону стволом называется сякан. В таком стиле может быть выращено практически любое дерево, хотя в процессе ухода за ним придется проявить сноровку и мастерство. Символом растущего в сторону дерева является гибкость и умение сопротивляться ветрам.

Моёги – свободный стиль

Дерево в таком стиле растет вверх, его крона стремится ввысь к солнцу, но крона имеет более свободное формирование, может быть слегка искривленной или наклоненной. В какой-то степени – этот стиль объединяет два предыдущих. Символом такого растения считается простота и гибкость наравне со стремлением тянуться вверх и сопротивляться препятствиям.

Кэнгай – каскадное дерево

Деревья этого стиля действительно растут каскадами, кроной вниз. Мягкие ветви стелятся, мягко прогибаясь, и не ломаются под весом снега или воздействием ветров. Такое дерево необычно и оригинально смотрится в домашнем горшке. А символизирует оно умение подстроиться под окружающие обстоятельства.

Сокан – раздвоенное дерево

Из емкости, в которой растет дерево-сокан, выходит не один ствол, а сразу несколько. Как правило, одно разветвление всегда больше и массивнее другого. Стволов может быть два и более, смотрятся они красиво и гармонично. По-другому такой стиль называют «отец и сын», поскольку меньшее дерево как бы тянется в большему, хочет быть походим на него. Поэтому такой стиль бонсай символизирует связь поколений и передачу опыта. 

Бундзинги – высокий стиль

Такому дереву присущ длинный голый ствол и небольшая крона на верхушке. У растения практически нет веток, но растительность наверху ствола смотрится гармонично и красиво. Такие деревья научились выращивать одними из первых, а их форма символизирует умение возвыситься над проблемами и суетой. 

Ёсе-уэ – лесной стиль

Эта разновидность бонсай представляет собой композицию из нескольких деревьев, которые смотрятся вместе как небольшой лесок. Чаще всего в одну емкость высаживают деревья одного вида, но ёсе-уэ допускает и сочетание нескольких типов растений. Важное правило – деревьев должно быть нечетное количество. 

Исидзуки – деревья среди камней

В этом стиле деревья растут на камнях и в их расщелинах. За таким растением довольно сложно ухаживать в домашних условиях, поэтому вырастить его может только настоящий мастер, увлеченный своим делом. Но исидзуки символизирует стойкость и умение выживать в любых условиях.

Безусловно, это далеко не все стили маленьких японских деревьев, их разновидностей гораздо больше. Но начинать нужно с простых вариантов, чтобы научиться ухаживать за бонсай и выяснить, какие условия им подходят больше всего. Тогда и процесс принесет удовольствие, и результат порадует красивым здоровым растением.

Особенности ухода за миниатюрными деревьями

Несмотря на необычность таких домашних растений, как бонсай, уход за ними предполагает практически те же условия, что за многими другими цветами. Прежде всего, нужно подготовить подходящий грунт, в котором японское дерево будет чувствовать себя комфортно. После этого важно установить его в месте с достаточным освещением, поддерживать нужную температуру воздуха и обеспечить регулярный полив.

Бонсай – маленькие деревья, но им тоже требуется периодическая пересадка. Поэтому важно знать правила и особенности пересадки миниатюрных деревьев.

Отличительной чертой бонсай является необходимость обрезки кроны. Здесь тоже нужно соблюдать определенные требования, чтобы сформировать красивую и правильную форму мини-дерева. Учитывая все эти нюансы, получится вырастить уникальное растение.

 

Оптимальный грунт и пересадка бонсай

Основная цель пересадки – не увеличить емкость, в которой растет миниатюрное дерево, а подрезать корни и обновить грунт. Поэтому, как правило, горшок остается тем же. Обрезка корней позволяет замедлить рост дерева, оно остается миниатюрным и аккуратным.

Что касается грунта, то нужен определенный состав, чтобы бонсай чувствовал себя комфортно, ему было достаточно микроэлементов и полезных веществ. Земля до посадки состоит из 3/5 гумусной почвы, 1/5 торфа и 1/5 песка, хотя во многих крупных цветочных магазинах можно купить готовую смесь для бонсай. Ее главные свойства – воздушность и низкая кислотность. 

Пересадку делают весной, когда начинается активный рост корней и кроны. Поменяв грунт в емкости, где растет миниатюрное дерево, нужно аккуратно подрезать корни, оставив округлую форму. Наиболее длинными должны быть центральные корешки, а боковые – чуть короче. Дерево усаживают в новый грунт на глубину не более 5-6 см. 

Освещение и подходящее место расположения 

Миниатюрные деревья любят свет, но вянут от прямых солнечных лучей, поэтому растению придется подобрать место на подоконнике восточного или западного окна. Особенно опасно нахождение на солнце только что пересаженного дерева, такие условия могут осложнить его процесс адаптации. 

японское искусство выращивать карликовые деревья

Если место, где стоит горшок с бонсай, затемнено, ему нужно обеспечить искусственное освещение. Тусклые листья, которые постоянно осыпаются – это проблемы плохого света. В летний период емкость с деревом можно поставить на свежем воздухе – балконе или открытой террасе. 

Регулярность полива бонсай 

Миниатюрные деревья любят воду и влагу, но поливать их лучше не сверху, а установив горшок в поддон. В него накладывают камни, заполняют водой на уровень 2-3 см и ставят горшок с растением. Именно небольшая глубина горшка приводит к тому, что грунт быстро пересыхает, поэтому требуется обильный и регулярный полив. В зимний период поливать бонсай нужно один раз в неделю, летом – один раз в 4-5 дней.

японское искусство выращивать карликовые деревья

При высокой температуре воздуха рекомендуется опрыскивать листья бонсай, через их поверхность растение также напитывается влагой.

Температура и влажность воздуха

Наравне с высокими требованиями к влажности почвы, бонсай может жить и расти красивым деревом только при невысоких температурах. Оптимальный температурный режим 12-18 градусов, даже в летний период. Весной, когда температура воздуха на улице становится выше отметки 12-14 градусов, можно выносить бонсай на балкон. При этом дерево нужно беречь от сквозняков.

Что касается влажности воздуха, то для миниатюрных деревьев лучше всего подходит средний уровень 40-50%. Бонсай нельзя ставить возле батарей отопления, а если зимой в комнате сухой воздух, влага в поддоне поможет растению не испытывать недостатки влаги.

Обрезка кроны бонсай

Чтобы сформировать красивое деревце желаемой формы, ему требуется постоянная образке кроны. Делать это нужно специальным небольшим секатором или хорошо заточенными ножницами. Как правило, обрезка дерева проводится весной перед пересадкой. В процессе необходимо удалить старые и сухие ветки, подрезать молодые побеги, формируя необходимую форму кроны. 

японское искусство выращивать карликовые деревья

Таким образом, условия ухода за бонсай в домашних условиях имеют свои особенности, но не представляют особой сложности. Научившись понимать, как себя чувствует маленькое дерево по тому, как оно выглядит, каждый цветовод сможет удовлетворить те требования, которые есть у растения. Сам процесс обрезки, пересадки, полива и созерцания бонсай поможет окунуться в мир природы и тишины. За это и ценят эти маленькие, но уникальные и прекрасные японские деревья.

4 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *